
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме пасхальной радости, из поучений преподобного Феодора Студита «О Пасхе».
Разговор шел о значении и духовных смыслах Воскресения Христова, а также о том, как сохранять пасхальную радость.
Ведущая: Кира Лаврентьева
К. Лаврентьева
— «Братья и отцы, страдания Господа нашего Иисуса Христа имеют силу рождать в наших душах трезвение всегда, когда мы размышляем о них, однако особенно в настоящие дни, когда они осуществляются постепенно одно за другим: совещание о предании смерти, взятие под стражу иудеями, суд перед Пилатом, осуждение, заушения, оплевания, поругание, надсмеяние, распятие, пробивание рук и ног, напоение уксусом, прободение ребра и много другого, чего не может подобающим образом описать не только человеческий, но и все ангельские языки. О великая и сверхчудесная тайна! Солнце увидело происходящее — и угасло, узрела луна — и померкла, почувствовала земля — и сотряслась, ощутили камни — и расселись. Итак, если бездушные и бесчувственные стихии склонились и изменились от страха Господня и зрения совершаемого, то останемся ли в эти дни рассеянными и равнодушными мы, удостоенные мысли, за которых умер Христос? Как мы, будучи бессмысленнее животных и бесчувственнее камней, можем оставаться в стороне от происходящего? Нет, братья мои, нет! Но стяжаем же боголепное трезвение, прольем слезы, изменимся добрым изменением и умертвим свои страсти». Добрый вечер, дорогие наши слушатели! Сейчас я прочитала отрывок из получений Феодора Студита о Пасхе. Не так давно мы праздновали и продолжаем праздновать светлое Христово Воскресение. Ему предваряла Страстная Седмица, и, конечно, говорить о Пасхе без воспоминаний о страстных днях мы не можем. Поэтому начинаем именно с них, без Голгофы не было бы Пасхи, они неразделимы. Сегодня мы вместе со священником Никольского храма в Тушине, Анатолием Главацким, обсуждаем тему, как сохранить пасхальную радость как можно дольше, а лучше навсегда. Здравствуйте, отец Анатолий, Христос Воскресе!
Священник Анатолий Главацкий
— Воистину воскресе.
К. Лаврентьева
— Меня зовут Кира Лаврентьева. Отче, вот мы вспомнили Страстные дни через цитату, сквозь цитату преподобного Феодора Студита прошли, вспомнили, что предваряло Пасху, наверное, никогда не надо забывать нам об этом. И преподобный Феодор говорит как раз о трезвении. Он всё время вспоминает страдания Господа и возвращается к трезвению, вспоминает заушение Господа и возвращается к трезвению. И вот мы приходим к Пасхе, и он вновь нам напоминает о трезвении. Как вы думаете, почему именно такая параллель у него идёт?
Священник Анатолий Главацкий
— Ну, наверное, для того, чтобы... Вот что значит рассеянность, да, человека? Это значит, когда он в суете своих дней не обращает внимания на самое главное. То есть забывает о том, что является главным и центральным направлением в жизни христианина. А это как раз для Феодора Студита и есть Пасха. Если мы вспомним его жизнь, то увидим, что он был выдающимся византийским богословом IX века. И в тот момент церковь терзала именно такая ересь иконоборчества. И нужно было убрать иконы, их убирали. И для Феодора личная трагедия в этот период заключалась в том, что лик Спасителя уберут, а на иконе Воскресения Христова мы видим, что Христос сломал врата ада и снял наручники с людей, то есть сделал их свободными. Наверное, вот это стремление видеть, это такая внутренняя собранность, она дает человеку возможность ценить и благодарить Бога. Поэтому мы сегодня будем не только говорить о Пасхе, но и о том, что же важного происходит через этот символ. Потому что, я думаю, для любого византийца было очень важно символическое мышление. И Пасха, как некое избавление, как прохождение, она дает человеку напоминание о том, что Бог нас спас. И вот это трезвение, о чём говорит преподобный, в итоге призывает к тому, чтобы человек ценил ту жертву, которую Господь принёс за каждого из нас. То есть в его трудах очень важно обращать внимание на то, что Христос спасает всё человечество. Через Воскресение Христово происходит изменение всего человечества, изменение новых отношений между Богом и человеком.
К. Лаврентьева
— Ну, тогда давайте читать дальше. Перейдем к следующей мысли.
Священник Анатолий Главацкий
— «Вот и наступило светлое воскресенье. Будем внимательны, чтобы нам провести этот праздник светло и боголепно, потому что это Пасха — первый и величайший дар Божьего домостроительства. С помощью благоговения обуздаем свое тело так, чтобы, хотя и переменится пища, не изменилось наше духовное состояние. Душа радуется приходу Пасхи, потому что она несет ей покой и облегчение от множества трудов. Почему же мы с таким нетерпением ждем Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы ее много раз и раньше? И это придет и уйдет. В настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит, подобно тому, как скачет гонец. И так, до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни». Вот, Кира, обрати внимание на то, что преподобный сегодня обращает наше внимание на некое Божье домостроительство. Как раз это то, о чем говорит преподобный. Он говорит о том, что был такой замысел, мы можем сказать, даже такая операция, которую провел Господь наш Иисус Христос для того, чтобы спасти человечество из рук смерти и сатаны. И для святого это очень важный момент именно Воскресения Христова. Он говорит, что благодаря тому, что Господь претерпел страдания, сошел в ад, по-человечески Ему было тяжело, и Святой Богородице было тяжело, но это для того, чтобы спасти нас и даровать нам свободу, даровать и послать нам Духа Святого для того, чтобы мы преобразились и стали другими.
К. Лаврентьева
— Да, вот я сейчас просто думаю об этом. Понимаете, тут ведь вот какая вещь. Как сказал апостол, если Христос не воскрес, то вера наша тщетна. Тут же надо понимать не только духовные смыслы Пасхи, тут же реально надо осознавать, что Христос воскрес во плоти. Вот это очень важная мысль. Не символически, не как призрак явился своим апостолам и Марии Магдалине. Да, он действительно появлялся и исчезал, но, как мы знаем, он был во плоти, он ел, пил, дал себя осязать, дал руки своей апостолу Фоме, показал все свои раны ему. То есть, мне кажется, вот с этого можно было бы начать, это переворачивает совершенно сознание. Это совершенно переворачивает сознание. Это новое слово не только в человеческой истории, это новое слово вообще в человеческом развитии. Вот Он является в совершенном виде, в том виде, в котором, наверное, ну не наверное, а точно, мы все будем после всеобщего воскресения мёртвых. То есть это для нас не только надежда, но и конкретный совершенно путь жизни. Вот я о чём сейчас думаю, отец Анатолий, когда вы говорите о Пасхе. И вот тут как раз и встаёт вопрос нашей веры, потому что недавно одна православная женщина говорила, что ко мне действительно подходят мои подруги, которые на Пасху приходят куличи освящать, и говорят: «Ну ты действительно веришь, что Он во плоти воскрес?» Ну нет, ну давай, но ты действительно веришь, что Он воистину воскрес? Говорит: «Да, я действительно верю, что Он воистину воскрес». То есть, понимаете, вот на это мы должны обращать внимание. Это не символ воскресения, это не символ, это не Пасха, это не просто явление единоразовое.
Священник Анатолий Главацкий
— Я думаю, что для святого Феодора Студита, наверное, когда он говорит о символизме, это некий ориентир. То есть он показывает то, что раскрывается Воскресением Христовым, а раскрывается как раз... Помнишь, как праздник Преображения? Когда мы о нём говорим, Господь идёт на гору для того, чтобы помолиться, и преображается, показывает свою силу и показывает даже тот потенциал, который есть в каждом из нас. Так и образ, символ Воскресения Христова является для каждого из нас пониманием, раскрытием того, что заложено в каждом из нас. Потому что само пасхальное богослужение говорит о том, что в нас есть семя вечной жизни. И это семя как раз благодаря вере, которую мы проявляем в Воскресение Христово, и через ту почву, которая есть в нашем сердце, благодатная почва, как раз вот эта возможность Воскресения Христова, она как раз и реализуется. То есть вот это семя, которое Христос заложил через свою искупительную жертву.
К. Лаврентьева
— То есть это как раз благодать Духа Святого.
Священник Анатолий Главацкий
— Да. И вот это как раз потенциал, как раз сила, которая благодатью Святого Духа реализовывается в человеке и даёт плод в жизни вечной.
К. Лаврентьева
— Да, действительно, честно говоря, настолько глубокая тема. Пасха — неисчерпаемая тема. Можно сколько угодно говорить о ней, размышлять.
К. Лаврентьева
— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. Сегодня мы вместе со священником Никольского храма в Тушине, Анатолием Главацким, читаем выдержки из поучений преподобного Феодора Студита о Пасхе. Тема у нас «Как сохранить пасхальную радость», и вот непосредственно цитата о том, как сохранить Пасху в сердце, в душе, когда она уже завершается, подходит к концу пасхальный период. «Когда проходит Пасха и заканчивается праздник, да не думаем, что закончились радости празднования, потому что мы имеем возможность радоваться и праздновать постоянно. Как такое может быть? Это возможно, если мы всегда имеем в себе живую память Страстей Спасителя нашего Христа. То есть, что Господь славы был распят за нас, зашёл во гроб и воскрес в третий день, совоскрешая и сооживляя нас так, что мы можем вместе сказать с апостолом: уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего себя за меня». Послание к Галатам, 2 глава. В этом заключается для нас смысл таинства — умереть для мира и жить только для Бога. Итак необходимо после Пасхи бодрствовать, молиться и трезвиться, плакать и просвещаться, каждый день вольно умирать, постоянно отчуждаясь от тела и усваивая себя Господу, умерщвляя плотские желания«. Так, отец Анатолий, тут нужен комментарий, потому что, конечно, для мирского человека плакать и каждый день вольно умирать довольно сложно. Очевидно, преподобный Феодор имеет в виду совершенно другие вещи, не то, что мы буквально можем понять: ни уныние, ни тоску, ни стенания, ни разрывания на себе волос и посыпания головы пеплом, а явно что-то другое, что-то ближе всё-таки к духовной радости, к духовному трезвению и к пасхальному чувству в душе. Прокомментируйте, пожалуйста.
Священник Анатолий Главацкий
— В конце восьмого века императрица позвала преподобного Феодора Студита, он же был монахом, он получил самое хорошее образование, был достаточно известным, уже авторитетным, и поручила ему Студийский монастырь, который на тот момент уже был очень сильно разорен. То есть, преподобный был игуменом монастыря. И интересно, что монастырь при его жизни, буквально через какое-то время, такое небольшое, стал настолько велик, что в нём было порядка тысячи человек в этом монастыре. И тот устав, который он написал для монахов, да, уже в IX веке, он в какой-то редакции, в одной из редакций, пришёл на Русь через преподобного Феодосия Киево-Печерского. И многие моменты он как раз обращался к братии монастыря. То есть здесь для нас важно, что на тот момент он в борьбе с иконоборчеством пытался людей объединить. И некоторые моменты он понимал, что для монахов нужны какие-то инструменты для того, чтобы то плоть, то мысли, они человека не уводили в ненужную сторону. Соответственно, всё-таки рекомендация относится непосредственно, конечно же, для монахов прежде всего. И постараемся здесь, в этой цитате, поразмышлять, несколько мыслей для себя выделить, которые мы можем применять в современном мире. Первое, на что бы в этой цитате хотел обратить внимание, то есть Господь Он совоскрешает и сооживляет нас. То есть то, что сделал для нас Христос своим воскресением. Он дал, как мы уже говорили, такое семя, через которое мы получаем, через веру, через доверие, которое поможет нам быть сопричастными Его божественной благодати. То есть вот важная такая мысль. Потом преподобный нам рекомендует бодрствовать, молиться, чтобы суета мирская вас не отвлекла. И вот это, чтобы семя, оно не было... То есть, допустим, мы же в нашей жизни тоже прекрасно понимаем, какое бы ни было хорошее семечко, но если мы его завалим грудой каких-то вещей и мусора, оно может просто не прорасти. Или может там вылезти и зачахнуть, не дать хорошего корня и не дать плода. Потому что последние, обрати внимание, Кира, последние притчи Господа нашего Иисуса Христа, они говорят о том, что Бог Он хороший домоправитель, и Он ждёт плодов от нас. И что вот для Него семечко любое как раз вот должно принести плод. Помнишь притчу о сеятеле? И что Господь хвалит? Те семена, которые принесли какое-то там на 30 процентов больше, какое-то в 60, какое-то 100 процентов. Соответственно, и здесь преподобный тоже обращает наше внимание о том, что Господь не ждёт от нас, что мы будем просто сопричастными благодати Божьей, мы будем белыми, добрыми и пушистыми, а он ждёт, что мы принесем плоды, что мы в духовной нашей жизни тоже будем развиваться и будем примером. Как и Господь наш Иисус Христос, Он не говорил, как хорошо было бы сделать. Вот если вы будете делать так, то будет хорошо, что будет вот так. А Он сам явился примером для нас. И Жизнь святых, почему мы читаем труды святых отцов, они как раз нам говорят, как нам нужно делать, что нам нужно делать. И вот это есть основная мысль о том, что вот эти рекомендации, о том, что иногда для некоторых людей то, о чем говорит сегодня преподобный, да, умирать для каких-то страстей, но действительно некоторые люди настолько привыкают к каким-то привычкам. У кого-то курение, да, у кого-то выпивка, у кого-то смартфон. Это же тоже проблема современного мира, сколько там человек времени проводит, ребенок сколько там времени проводит. Соответственно, да, иногда человеку, когда говоришь, ну вот, не нужно столько времени или нужно этому, то ему кажется, что он умирает.
К. Лаврентьева
— Надо умереть. Ну вот у меня как раз мысль, что всё-таки Пасху предваряет Великий пост. На Великий пост можно отказаться, да, от каких-то привычек, о которых вы говорите, и потом стараться после Пасхи уже не возвращаться к ним, таким образом избавляясь от каких-то вредоносных вещей в своей жизни.
Священник Анатолий Главацкий
— И суть, преподобный сегодня нам как бы говорит, в чём была суть Великого Поста: изменить себя, изменить видение, изменить приоритеты. То есть есть такая интересная мысль тоже наших современников, святых отцов XX века: если Бог будет на первом месте, всё остальное будет на своём месте. Соответственно, и пост — это как раз период, когда человек учится эти приоритеты расставлять. Давайте еще одну цитату послушаем: «Не говори: четыредесятница уже закончились. Для подвязающегося четыредесятница продолжается всегда. Не говори: я уже много лет подвизаюсь и теперь немного отдохну. В этой жизни нет отдыха. Не говори: я уже состарился в добродетели и ничего не боюсь. Всегда существует опасность падения. Сатана многих, состарившихся в добродетелях, в один момент поверг в грех. Так что кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Первое послание Коринфянам, 10 глава, 12 стих. Поэтому необходима осторожность и умеренность как во сне, так и в еде, в питье и во всем остальном, чтобы тело порабощалось и не повергало нас, подобно дикому жеребенку, перекусившему узду, в пропасть греха».
К. Лаврентьева
— Ну, кстати, я помню свои первые посты, когда я была ещё юной девушкой, и ты в пост вообще подвизаешься, просто всё себе запретив: какие-то фильмы, сериалы, музыку, ничего, даже лёгкую, даже классическую. Сейчас я уже, конечно, хоть что-то да слушаю, потому что музыка для меня тоже такой способ богообщения, честно говоря, и форма отдыха души, общение с друзьями. То есть я абсолютно все себе запрещала. Чем это заканчивалось? Тем, что, когда наступала Пасха, я разрешала себе всё. Абсолютно. Я начинала смотреть какие-то сериалы, встречаться с какими-то друзьями. То есть, понимаете, это тоже крайности некие, которые ведут к тому, что ты вообще забываешь, что уже Пасха, забываешь, что был уже пост. Ты совершенно отходишь от ощущения пасхальной тихой радости в душе. Вот тут, отец Анатолий, дайте рекомендации, пожалуйста, как сохранять всё-таки ровное отношение к Пасхе, я имею в виду ровное в плане своих собственных поползновений к тому, что ты себе запрещал.
Священник Анатолий Главацкий
— Смотри, я думаю, что преподобный здесь передаёт очень интересный инструмент нам. Если перевести аналогию на современный мир, когда человек хочет похудеть, он активно либо занимается диетой, либо ходит в спортзал. И там нет такого, что, ну давай по чуть-чуть начнем вот диету вводить, или в спортзал, ну давай по чуть-чуть, гантельку один разочек в день, больше не поднимай. То есть здесь какой момент? Если ты хочешь результат, хочешь его за, скажем, за 40 дней достичь какой-то результат, то нужно напрячься. И если ты обратишь внимание на тот пост, который ты держала, да, вот раньше такой жёсткий, ты видишь, если вспомнишь ощущение, то, я думаю, ты вспомнишь, насколько было голове легче. Конечно. И было прояснение, а что нужно делать, а зачем ты это делаешь, да, вот, скажем, пост. То есть было такое, знаешь, освобождение. То есть суть вот иногда такого очень строгого поста, который мы называем иногда жёстким, в зависимости от того, что нужно человеку. Иногда действительно нужно человеку что? Освобождение. Освобождение от старых обид, освобождение своего разума от того, что он зациклился на тех каких-то переживаниях, ощущениях, эмоциях, застрял там, и ему нужна какая-то сила для того, чтобы оттуда вылезти. Да, когда человек набрал лишний вес, ему же тоже тяжело, и ему для того, чтобы изменить свою жизнь, динамику, ему нужно сбросить этот вес. Так и здесь человек тоже совершает иногда такие вот подвиги, очень такие серьёзные. Для чего? Для того, чтобы получить динамику в своей жизни. Это один момент, да, рекомендация, которую дает нам преподобный, о том, что бывает иногда, да, как некая такая динамика требуется. Второй момент — это всё-таки, да, мы можем ограничить, да, то есть подобрать себе пост, взять какие-то критерии, над которыми мы должны проработать. У кого-то это смартфон, у кого-то это отношения, у кого-то это непонимание, да, там, своего рациона, человек там переедает. Но здесь, опять же, встреча человека с самим собой. Откуда у него эта проблема? Соответственно, человек должен разобраться, то есть в этот период, откуда у него там эти проблемы, что ему нужно сделать для того, чтобы от них избавиться. И пост как некий инструмент, который даёт человеку силы.
К. Лаврентьева
— Да, вспоминаем Великий Пост, нельзя его не вспоминать, потому что в некотором смысле всегда мы должны находиться в трезвении Великого Поста и в радости Пасхи. Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА, и сегодня мы вместе со священником Никольского храма в Тушине, Анатолием Главацким, читаем выдержки из поучений преподобного Феодора Студита о Пасхе, обсуждаем тему «Как сохранить пасхальную радость». Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы вернёмся очень скоро. Пожалуйста, оставайтесь с нами.
К. Лаврентьева
— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, мы сегодня вместе со священником Никольского храма в Тушине, Анатолием Главацким, читаем выдержки из поучения преподобного Феодора Студита о Пасхе, обсуждаем тему, как подольше, как можно дольше сохранить пасхальную радость, и продолжаем читать наши цитаты. Точнее, не наши, а из книги преподобного Феодора Студита. «Если же мы когда-нибудь падем от невнимания, тогда немедленно воззрим на распятого Иисуса и Господа славы, и исцелится душа наша. Как некогда израильтяне, когда их жалили ядовитые змеи, взирали на медного змея и исцелялись. Вам известно, что лукавые помыслы жалят как змеи, внося в душу яд, который нужно сразу же удалять, потому что, если он останется в душе, нам грозит смерть. Кроме того, вы сами видите, как весна рождает в душе кровь и желание». Вот тут, отец Анатолий, у меня мысль возникла: преподобный Феодор буквально в каждом абзаце говорит о том, чтобы сохранить пасхальную радость, нужно, конечно, помнить о страстях. Вот это очень важная, наверное, мысль, она неочевидная. Страсти, спасительные Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Вот сколько человек находится в храме на Страстной седмице, на Страстных богослужениях? В Чистый четверг ещё, может быть, очень много. На чтении 12 Страстных Евангелий уже, наверное, много, но не так. На выносе Плащаницы, ну, какое-то количество людей. На погребении Плащаницы тоже какое-то количество людей. В Великую субботу, ну, есть кто-то, да. На освящении куличей огромное количество людей. И на пасхальном богослужении, ну, соответственно, уже, наверное, многие приходят. Вот тут, отец Анатолий, важная, наверное, мысль кроется, что всё-таки мы внутренне пытаемся закрыться от страданий Господа. Нам трудно себе представить, что Бога били, Бога унижали, распинали, заушали. Нам это трудно вместить в своё сознание. Но преподобный Феодор Студит как раз советует, сохраняя пасхальную радость, думать именно о страстях Христовых, помнить, что Он прошёл, чтобы к этой Пасхе прийти. Отец Анатолий, нужен ваш комментарий.
Священник Анатолий Главацкий
— Важно всё-таки задать себе вопрос, а почему же человек вообще теряет внимание к страстям крестным? И преподобный как раз на это обращает наше внимание сегодня, эту цитату начали читать, и я обратил внимание на мысль преподобного: «Если, братья, падем от невнимания». То есть если мы оставим духовную жизнь, человек не будет уделять внимания своей духовной жизни, в своём расписании не будет на это времени, то, к сожалению, есть возможность упасть. И второй момент в этой цитате, на что я обратил внимание. Преподобный приводит очень интересный такой пример, который мы знаем: змей может ужалить человека, и этого яда, да, совсем небольшое количество, если в процентном соотношении, да, вот с телом человека, даже с количеством его крови, но человек может умереть. И здесь в чём мысль? В том, что когда люди говорят, что ну я же чуть-чуть погрешу, да, это же немножечко, это же ничего страшного. И здесь преподобный обращает внимание, что действительно вот этот, как яд, да, может отравить человека. Так и вот этот небольшой грех может действительно изменить мысли человека, настрой человека. И человек может потерять вот это понимание, благодарности тем страданиям, через которые Господь прошёл для того, чтобы спасти всех нас. Преподобный нас возвращает к этой теме для того, чтобы мы поразмышляли, какой дорогой ценой далось наше спасение, чтобы не так легко грешилось. Искушение современного человека, оно, наверное, и заключается в том, что человека практически не нужно соблазнять на грех. Он уже сам иногда, человек, он ищет этого, ищет каких-то, да, вот, возможностей удовлетворить себя или каким-то своим там стремлениям, желаниям и хотениям. И современный мир предлагает очень большой спектр реализации. И даже так, что иногда человеку-то и из дома не нужно выходить, чтобы нагрешить. И на это обращает внимание Господь, говорит о том, что не только физически человек может совершить грех, но и в мыслях, и настолько сильно, что может навредить своей душе, так что его душа будет подвержена вечным страданиям. Поэтому преподобный обращает на это внимание, наверное, даже благодаря своей духовной мудрости видит будущее, то есть рекомендацию. Так вот, давайте поразмышляем, как там в девятом веке подвергались искушению монахи в монастыре. Но явно смартфонов не было, таких искушений. Жили они в закрытом монастыре за стенами монастыря. Соответственно, искушения какие были? Это мужской монастырь. Очень часто были такие традиции, что, в принципе, женщин туда вообще не пускали, чтобы не было никаких мыслей у братьев. Но он смотрит вперёд и говорит нам о том, что будьте внимательными, чтобы вот эти мысли, через эти мысли лукавый не утянул вашу душу на вечное страдание. Вот, наверное, я бы так резюмировал эту статью.
К. Лаврентьева
— Да, давайте тогда дальше читать.
Священник Анатолий Главацкий
«Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти. Послание к Галатам, 5 глава, 17 стих. И если побеждает одно, терпит поражение другое. Итак, будем внимательны, чтобы наша душа не преображалась плотью, но торжествовала над ней. Бегун не считается победителем, если пробежит одну или две стадии, но весь путь. И нам недостаточно подвязаться только в течение четырёх десятниц или пятидесятницы, потому что, если не проживём всю свою жизнь в подвиге, избегая ловушек дьявола, не получим венца победы. Поэтому, братья мои, продолжим добрый подвиг. Будем ещё проливать пот, стяжая добродетели. Ещё больше будем закалять плоть, порабощать тело, обращать в бегство страсти, всегда нося в теле мёртвость Господа Иисуса Христа. Второе послание к Коринфянам, 4 глава, 10 стих».
К. Лаврентьева
— Тут, наверное, надо пояснить. Четыредесятница — это Великий пост, период Великого поста, и Пятидесятница — это, соответственно, период от Пасхи до дня праздника Святой Троицы, когда Дух Святой сошёл на апостолов. Тут действительно неожиданно, потому что, честно говоря, отец Анатолий, я думаю, что преподобный Феодор Студит в своей книге будет говорить о том, что радуйтесь, сохраняйте всё время радость, причащайтесь, читайте молитвы, значит, встречайтесь с друзьями, пойте пасхальные песни, ну то есть, знаете, вот как... Как Давид, весёлый виноградник, в гуслях и псалтыри прославляйте Господа, и так вы сохраните пасхальную радость. А он всё время нас возвращает к внутренней работе. Он говорит, работали в пост — продолжайте работать сейчас, просто у вас нет телесных таких послаблений, которые были в пост. Ну, чтобы не растерять всё, что ты приобрёл. Чтобы не потерять вот эту мышцу, она расслабится, и всё начнётся сначала. Ну, правда.
Священник Анатолий Главацкий
— Преподобный прожил 62 года. 62.
К. Лаврентьева
— Ну, кстати, для тех времён это довольно долго.
Священник Анатолий Главацкий
— И я думаю, что он, наверное, учился добродетелям у других подвижников, которые его научили, и он передал это братьям. «Быть внимательным». Видишь, сколько цитат мы прочитали, и он везде призывает к внимательности. К чему? К пониманию себя. О том, что человек, человеческая природа, очень быстро расслабляется и теряет вот эту собранность свою духовную.
К. Лаврентьева
— Да, о чём мы как раз уже сегодня говорили.
Священник Анатолий Главацкий
— Да, и он говорит, что в течение 40-дневного подвига человек собрал себя, научился понимать себя, может быть, даже отпустил какие-то там недопонимания и обиды. Но, — говорит преподобный, — будь внимателен, чтобы это всё не вернулось к тебе потом. Поэтому он и говорит о том, чтобы вот этот настрой, я думаю, что под подвигом он подразумевает в современном, да, говоря современным языком, это некий внутренний настрой, чтобы вот эта расслабленность не вернулась, и через эту расслабленность не вернулись все старые привычки. Суть поста, она в чём заключается? В том, чтобы человек обновил свою душу, свои мысли, свои ощущения, и, соответственно, его тело стало жить совершенно по-другому. Почему мы говорим и душа, и тело? И исцеление, да, мы просим и через Причастие, исцеление души и тела. И в Таинстве Соборования мы говорим о помазании во исцеление души и тела. И вот это вот примирение внутреннее человека с Богом, оно произошло, чтобы человек, говоря современным языком, нашел не только место для общения с Богом, но и научился дорожить этим общением с Богом и берёг эти отношения. Ведь когда Священное Писание говорит о том, что человек должен бояться Бога, что подразумевается?
К. Лаврентьева
— Но он должен бояться Его огорчить, как отца, любящего отца.
Священник Анатолий Главацкий
— Бояться потерять теплоту взаимоотношений.
К. Лаврентьева
— Доверие.
Священник Анатолий Главацкий
— Конечно. На литургии, как мы обращаемся перед молитвой «Отче наш», мы говорим: «И дай нам возможность называть Тебя нашим небесным Отцом» и говорить. И мы после этого поём вместе «Отче наш» на богослужении. То есть вот эта возможность о том, что Бог — Он не просто Творец Вселенной, Он всё создал, Он всем управляет, а Он наш Отец. Он наш любящий Отец, который нам желает добра. И, соответственно, преподобный обращает наше внимание, что, то есть зачем бодрствовать, молиться, трезвиться, чтобы свой дух, свой настрой держать в правильном видении, в правильном направлении.
К. Лаврентьева
— То есть да, получается, слушаю вас внимательно отче, получается, что мы встретились с Господом в Великий Пост или на Страстной, обрели Его на Пасху, ну и такие говорим: ну ладно, в конце-то концов, я столько трудился, можно теперь и винца выпить.
Священник Анатолий Главацкий
— Уже удостоен отдыха, отдыха. Обрати внимание, помнишь, цитатка интересная очень: не говори, что ты уже много потрудился, уже достаточно тебе.
К. Лаврентьева
— То есть я потрудился, всё, Великий пост, пора и отдохнуть. Но вот за этим отдохнуть мы как раз теряем те самые драгоценные отношения с Господом, которые приобрели.
Священник Анатолий Главацкий
— А преподобный еще интереснее говорит: чтобы в этом расслаблении, говорит преподобный Феодор Студит, будь внимательным, чтобы в этом расслаблении, когда ты будешь отдыхать, лукавый не подкрался к тебе, то есть, понимаешь, и не соблазнил душу.
К. Лаврентьева
— Точно, точно. Отдохну-ка я немного, да.
Священник Анатолий Главацкий
— А видишь как? А здесь вот немного очень сложно определить вот эту меру и понять, что уже пора остановиться или зашёл человек уже очень далеко.
К. Лаврентьева
— Господи помилуй, не дай нам этого. Давайте читать дальше. «И пусть не прекращаются воспоминания о Пасхе лишь потому, что праздник уже прошёл, но да всегда имеем перед собой спасительные Страсти нашего Господа, Его распятие, погребение, воскресение, чтобы не прекращающейся памятью о них пребывать нам непорабощёнными страстями. Вся наша жизнь с надеждой взирает на вечную Пасху, потому что настоящая Пасха, хотя и велика и важна, является, как говорят святые отцы, лишь образом той Пасхи. Сия празднуется в один день и проходит, а та — вечно, где не плача, не вопля, ни болезни уже не будет, ибо прошлое прошло, говорит нам Апокалипсис, 21 глава». Да, отец Анатолий, действительно есть такой момент, что вот мы отпраздновали, значит, Новый год, потом Рождество, ну кто-то день рождения, 8 Марта, потом Пасха, потом 9 Мая, ну то есть я сейчас специально утрированно перечисляю все вообще праздники для русского человека, такие более-менее значимые, и христианские, и государственные. Значит, Троица, Успение. То есть этот вот богослужебный круг, он идёт, это прекрасно и хорошо, когда мы в нём живём. Но плохо, о чём говорит преподобный Феодор Студит, когда мы относимся к Пасхе, ну как к дню рождения. Ну прошла и прошла. Всё, дальше живём. А Пасха ведь она всегда. Это единственный день, наверное, который всегда. Он и на Страстной был и есть, он не прекращается, он уже был 2000 лет назад. Христос воскрес. Вот как это осознание, это трезвение, эту мысль в свою жизнь внедрять так, чтобы она действительно менялась?
Священник Анатолий Главацкий
— А это приоритеты ценностей человека. То есть здесь на что обращается внимание преподобный? А что для человека ценно? Для кого-то Новый год. Ведь обратите внимание, как у нас перед Новым годом рекламируют самый главный праздник страны.
К. Лаврентьева
— Ну потому что хочется обновления. Я услышала от одной верующей женщины, что Пасха для меня — Новый год. Вот она говорит, для меня Новый год — это Пасха. Я начинаю новую жизнь с Пасхи. Понимаете, это идёт замещение, ну, понимаете, конечно, что идёт некое замещение, и человеку требуется новая жизнь. Вот он с понедельника хочет начать новую жизнь, с Нового года, с Рождества, с 1 марта или 22-го, потому что это День весеннего равноденствия. Неважно, мы всё время пытаемся начать новую жизнь. Вот это проблема на самом деле.
Священник Анатолий Главацкий
— Смотри, Рождество не называется праздником праздников, Рождество Христово?
К. Лаврентьева
— Нет.
Священник Анатолий Главацкий
— Нет. Успение, Рождество Христово, Богородицы.
К. Лаврентьева
— Хотя это Богородичная Пасха и там совершенно невероятная благодать и дух. Да, и служба похожа.
Священник Анатолий Главацкий
— А называется Пасха праздником праздников. Я думаю, что для преподобных там совершенно невероятная благодать и дух. Да, и служба похожа. Называется «Пасха праздником праздников». Я думаю, что у преподобного Феодора Студита была такая вот очень интересная логика о том, что подходит период к концу, то есть старая Пасха предыдущего года, и вот этот период, и пост, он связан с тем, что человек должен о себе узнать что-то новое. Вот мы совсем недавно читали житие преподобной Марии Египетской, и там говорилось про традицию Иоанновского монастыря, который находился на берегу реки Иордан. Они на Великий пост уходили в пустыню, и каждый подвизался, кто как мог, как считал для себя по силам, необходимым и возможным. И возвращался, и никто у него не спрашивал, как он постился, из братьев, но и про себя не хвастался. Для чего? Он узнавал о себе что-то новое, другое. С точки зрения даже такой, скажем, психологии, когда человек уходил туда, да, он оказывался в каких-то таких необычных условиях, да, когда там и ограничения в пище. Человек встречался с самим собой, да, он на что-то злился, какие-то обиды, да, там у него какие-то амбиции из него все выходили наружу. И он это анализировал и отпускал. Я думаю, это была такая глубокая духовная работа. И проанализировав вот это всё, то есть человек отпускал вот это всё, отпускал, может быть, там недопонимание, недоразумение, какие-то обиды. Есть некоторые люди приходят, обиды держат на людей, которых уже нет в живых. Им что-то периодически рассказывают там, и с какими-то обидами приходят там. Вот тоже есть такие случаи с точки зрения пастырской практики, истории. И какую мысль хочу донести до наших слушателей? Вот этот период для преподобного Феодора Студита был периодом, когда человек в Великий пост всё отпускал и должен был быть новым человеком уже в сам праздник Пасхи. Поэтому он акцентирует, почему Пасха очень важна. То есть человек должен был по замыслу преподобного прийти изменённым, то есть оставить земное, чтобы взойти на небо. Каким ты хочешь взойти на небо? То есть основная мысль такая преподобного, скажем, вот звучит. То есть человек: «Ой, а вот это мне не нужно, вот это тоже, от этого хочу избавиться». Соответственно, новая Пасха, новый период, когда начинался. То есть смысл сохранить, каким бы ты хотел бы быть там, в жизни вечной. Обратив внимание на статью, которую ты сейчас прочитала, о чём говорится? О жизни вечной. Это Пасха, вот мы каждый год вспоминаем, а там-то будет совершенно другое время. Там-то мы будем другими. И здесь мысль очень интересная, когда люди говорят, придут на Страшный суд, и Бог их там накажет. Я люблю эту мысль, когда есть беседы перед крещением, развивать с ребятами: «А вы думаете, что вы придёте, и Бог откроет ваше личное дело, будет листать и говорит: «А вот ты помнишь в 2006 году, 21 августа какой-то грех в 15:00 сделал»? Конечно, он не будет этого говорить. Он не будет мелочиться. Он скажет: «Вот, да, у человека есть какой-то чемоданчик. Что ты с собой возьмёшь в Царство Небесное? Вот покажи, что ты набрал». То есть понимаешь, что человек придёт и откроет. Да? Он скажет: «А вот меня здесь обидели, здесь меня обделили, здесь наследство мне не дали». Бог скажет: «А другого ничего не мог взять? Другого ничего не было?» Да? А другой придёт с благодарностью и скажет: «Господи, да, вот это взял благодарность, да, благодаря Тебе это сделал, благодаря Тебе вот это я получил, а вот эту возможность я реализовал, а здесь про Тебя говорил». И вот эта мысль, она, мне кажется, очень важная, то есть для чего мы храним понимание, воспоминание, внимательность о Вечной Пасхе, чем я хочу быть там, в вечной жизни.
К. Лаврентьева
—Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА продолжается. Сегодня мы вместе со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким читаем выдержки из поучений преподобного Феодора Студита о Пасхе. Продолжаем читать цитаты.
Священник Анатолий Главацкий
— «Там вечная радость, веселье и ликование, там глаз празднующих, лик торжествующих и созерцание вечного света, там блаженная трапеза Христа с изобилием вечных благ. Памятуя обо всем этом, святые мужественно претерпевали все страдания, вменяли лишения в счастье, тесноту в утешении, мучения в наслаждении, подвиги в наслаждение, смерть в жизни. Обратите внимание.
К. Лаврентьева
— Это уже он, да, говорит о Царстве Небесном, надежду нам даёт.
Священник Анатолий Главацкий
— То, о чём мы как раз и говорили, о том, в каком состоянии сам человек будет. То есть не Бог его наказывает, не Бог ему придумывает какие-то там мучения, Богу-то это неинтересно, а то, что человек с собой взял.
К. Лаврентьева
— Ну, ещё святые отцы и владыка Антоний, кстати, Сурожский, в частности, говорит о том, что человек доходит до какого-то определённого состояния при жизни, и он уже потом либо выдерживает благодать, либо не выдерживает благодать. То есть он сам не сможет находиться с Богом. Вот, кстати, очень важный момент. А ещё он говорит о том, что, когда мы предстанем перед Богом, нам станет очень страшно и очень больно от того, что мы наконец увидим и поймём, сколько в нём Любви, и как мы с этой Любовью в течение жизни поступали. Вот эта мысль, она очень пронзительная. То есть нам всё-таки в меру наших скромных немощных сил надо пытаться оправдать, пытаться как-то немного хотя бы почувствовать эту Божью Любовь и вот ответить на неё. Вот на самом деле цель-то нашей христианской жизни — ответить на Божью Любовь вот в свою меру.
Священник Анатолий Главацкий
— Ну как и страдания Господа нашего Иисуса Христа. Это же тоже любовь и забота. Возглас богослужения заканчивается отпустом как раз на Страстной Седмице. И там постоянная мысль: «Господь идёт на вольное страдание ради нас и нашего ради спасения». То есть это Богу не нужно было. Это нужно было по Его любви к нам. Это нам нужно. И вот эта мысль, наверное, преподобный заставляет как-то её поразмышлять над ней, осмыслить, добавить её в свою жизнь, что Господь спасает нас. Он приходит ради нас и нашего ради спасения. И мы, стремясь к той вечной Пасхе, благодушно и мужественно претерпим настоящее, и наш Благодатель и Владыка Бог, если мы верно будем работать Ему до конца, удостоит нас насладиться той вечной и небесной Пасхой, которой да насладятся все благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, распятого, погребённого и воскресшего. Ему же есть сила и слава, со Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь".
К. Лаврентьева
— Обнадёживает нас, конечно, преподобный Феодор Студит этой цитатой. Сразу понятно, ради чего стараться, и ради чего отрезвиться, и ради чего отказываться от каких-то временных страстишек, которые нас привлекают. Вот тут, конечно, отец Анатолий, действительно, ты думаешь о том, что да, пасхальная радость — это ведь не просто на неделю до Антипасхи. Пасхальная радость — это всё-таки навсегда.
Священник Анатолий Главацкий
— Ты знаешь, сейчас такая мысль очень интересная возникла. Наверное, это ещё связано... такой призыв преподобного Феодора Студита к нам, современным людям, чтобы мы поразмышляли и поняли о том, что И страдания Христовы, и Пасха не связаны с формальным соблюдением каких-то ритуалов или обрядов, которые касаются, скажем, Великой субботы, когда приходят освещать куличи... Потому что батюшки делятся своим общением с людьми, которые пришли освятить куличи. Они, когда начинают рассказывать о том, что есть пасхальное богослужение, которое очень интересное, уникальное и не повторяется в течение всего года, не похоже на другие богослужения, что есть крестный ход перед началом пасхального богослужения, что мы как бы вспоминаем подвиг апостолов-мироносиц, которые рано-рано пошли к своему учителю, да, выражая такую любовь... Люди про это ничего не слышали. Ты представляешь? Бывают такие люди, которые об этом ничего не слышали и не знают. Поэтому:
К. Лаврентьева
— А зачем тогда освящать куличи? Я сейчас не осуждаю, я просто хочу понять мотивацию.
Священник Анатолий Главацкий
— Вот это некая принадлежность к традиции.
К. Лаврентьева
— Ну, кстати, тоже неплохо, из этого можно начать большой путь.
Священник Анатолий Главацкий
— Да, с этого можно начать большой путь. Но вот я о чём и говорю, о том, что преподобный, наверное, обращают наше внимание, что не только в ритуалах, в каких-то соблюдениях, особенно на Пасху, есть... Там приходишь в школу, общаешься с детками, и они действительно знают традиции освящения куличей; у них есть даже в этот день совместный обед с родственниками. Бабушка или дедушка готовят пасху, куличи, зовут деток и внуков на обед, и торжественно у них происходит такое мероприятие, но люди не ходят в храм. Представляешь? Вот они знают об этих традициях, но это никак не привязано к воскресению Христову, к страданиям Господа Иисуса Христа. То есть просто Пасха. То есть они даже не всегда понимают. Некоторые даже люди не знают, что это один и тот же праздник — Пасха и Воскресение Христово. Поэтому я думаю, что актуальность слов преподобного на сегодняшний день абсолютна.
К. Лаврентьева
— Отче, спасибо вам огромное за этот разговор. надежда какая-то появилась на то, что у нас есть шанс удержаться в пасхальной радости. Это не только пасхальная неделя, но это вся наша жизнь в трезвении, в покаянии, в радости, в памяти о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Вот на чем делает главный акцент преподобный Федор в своих поучениях о Пасхе. Мы рекомендуем нашим слушателям читать Святых Отцов вместе с нами и без нас. Сегодня мы вместе со священником Никольского храма в Тушине, Анатолием Главацким, читали фрагменты из поучения преподобного Феодора Студита о Пасхе, обсуждали тему, как сохранить пасхальную радость. Меня зовут Кира Лаврентьева, мы прощаемся с вами до следующей недели. Всего вам доброго и до свидания.
Священник Анатолий Главацкий
— Христос воскресе!
К. Лаврентьева
— Воистину воскресе!
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема