
«Дети Дон Кихота», студия Мосфильм, Третье творческое объединение, режиссёр Евгений Карелов
— Как только мы собираемся в театр, у тебя обязательно дежурство. Как только идём в гости, ты звонишь, что ты задерживаешься. А приглашаем гостей к себе — у тебя срочный вызов в больницу. Ты дежуришь за всех, кто тебя просит, и главное — кто тебя не просит. Нет, не перебивай меня.
— Верочка!
— Ах, не расстраивайтесь, дорогая. Его уже не переделаешь. Дон Кихот!
Дон Кихотом называют доктора Петра Бондаренко соседи и коллеги. Врач-акушер не воюет с ветряными мельницами. Он помогает малышам появляться на свет. За годы работы доктор принял двадцать тысяч новорождённых. И своих детей у него трое. С героем Сервантеса, Дон Кихотом, его роднит не тяга к подвигам, а стремление помогать людям. О простом и очень добром человеке, преданном своему делу и семье, рассказывает нам кинолента «Дети Дон Кихота». Фрагмент из неё мы с вами сейчас услышали. Снял её в 1965 году режиссёр Евгений Карелов. Как и большинство фильмов так называемого «периода оттепели», картина отличается искренней, не нарочитой, душевностью и теплом. Недаром уже несколько десятилетий критики и зрители неизменно упоминают её в числе самых популярных советских кинопроизведений.
Фильм, прежде всего, удивляет своей простотой. Перед зрителями — жизнь, как она есть. Вернувшийся с ночного дежурства доктор пытается разбудить своих сыновей, которым давно уже пора вставать. Одновременно оправдывается перед женой за то, что вечером у него снова дежурство, и поход в театр придётся перенести на другой день. Да, в семье Бондаренко порой всё идёт кувырком. Но неизменно царит тёплая и душевная атмосфера. Такую же атмосферу создаёт доктор и на работе. Он не только принимает роды, но и успокаивает тревожащихся за детей молодых мамочек, убаюкивает младенцев. Для каждого у него найдётся доброе слово. Всё это показано на экране так, что возникает ощущение, как будто сам живёшь по соседству с Бондаренко, или работаешь вместе с ним — настолько близким кажется герой.
Близко знакомятся зрители и с сыновьями доктора. Старший, Виктор — художник, он надеется выиграть очень важный конкурс, но не до конца уверен в своих силах. Средний, Дима, заканчивает институт и ждёт распределения — ему очень хочется поехать в Арктику. Ну, а младший, Юрка, постоянно ищет приключений, и однажды даже сбегает в Африку. Правда, к счастью, не успевает уйти слишком далеко. Из разрозненных, казалось бы, эпизодов в результате складывается цельная и гармоничная картина жизни семьи доктора Бондаренко.
В фильме много забавных и комичных ситуаций. Однако жанр своей картины режиссёр Евгений Карелов определил как трагикомический. И трагедия там действительно есть. Она происходит не в семье доктора, но он, тем не менее, воспринимает её как личную. Одна из матерей отказывается забирать ребёнка из роддома. Уговоры доктора не действуют — женщина уходит. А малыш остаётся... В одном из эпизодов фильма Пётр Бондаренко разговаривает с ребёнком так, словно тот способен его понять.
— Ну, что, брат? Не спится тебе? Ты извини, я сделал всё, что мог. А она не послушалась и ушла. А ты спи. Тебе нужно много спать. Ну, вот так будет лучше.
Забегая вперёд, скажу — у печальной истории окажется счастливый финал. Каким образом всё в итоге разрешится, пусть увидят сами зрители. А мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, как невероятно глубоко раскрылся в фильме «Дети Дон Кихота» драматический талант актёра Анатолия Папанова. Он сыграл в картине доктора Бондаренко. В мемуарах Анатолий Дмитриевич признавался в симпатии к этому персонажу: «Я сыграл роль человека порядочного, доброго, мягкого, погружённого в своё дело и не умеющего никому отказать», — писал актёр. Он рассказывал, что во время работы над фильмом полтора месяца провёл в родильном доме, так, что его даже стали принимать за настоящего доктора. О главном герое фильма «Дети Дон Кихота» Папанов говорил: «Нравятся мне такие люди. Про таких, конечно, стоит снимать кино». И этим, пожалуй, всё сказано.
Псалом 129. Богослужебные чтения

В каком месте молиться легче всего? Какая обстановка благоприятствует самому эффективному разговору с Богом? Ответ на этот вопрос находим в 129-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 129.
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Только что прозвучавший псалом относится к числу покаянных. Начинается он с упоминания о некоей глубине, в которой находится автор, царь Давид и из которой обращается к Богу. Что это за глубина? Очевидно, что это не конкретное место в пространстве. С еврейского языка это слово можно перевести как «пучина», «бездна». И указывает оно скорее на тяжёлое душевое состояние безысходности и безнадёжности. Поэтому в других псалмах это слово используется в одном ряду с такими выражениями, как «глубокое болото» и «тина», в которых вязнет человек.
Всем нам в свою меру понятно, о чём идёт речь. Яркий пример — выходишь на улицу весной, яркое солнце, капель, природа просыпается, птички поют, а на душе тоска, мрак и горечь. Ничего не радует. Словно в яму глубокую провалился. Вот она пучина и бездна, о которой говорит псалмопевец. Нередко, чтобы вылезти из этой ямы, мы пытаемся на что-то переключить своё внимание, чем-то себя развлечь. Смотрим фильм, читаем книгу, идём к друзьям, просто гуляем. И это срабатывает. Жизнь снова начинает нас радовать.
Однако, чем взрослее мы становимся, тем больше неудовлетворённости может быть в нашей душе. Уже не радуют ни друзья, ни семья, ни отдых, ни новые покупки, ни поездки. Всё это словно перестает работать. Жизнь кажется нам безвкусной и прогорклой. Всё это и есть края той бездны, о которой говорит сегодня псалмопевец. И она готова разверзнуться прямо внутри нас во всей полноте. Это жуткое состояние сердечной пустоты. Чтобы заткнуть эту дыру, человек порой бросается во все тяжкие. Становится одержим разными зависимостями, тяжко мучается и мучает окружающих.
Очевидно, что автору псалма, царю Давиду, были не понаслышке знакомы подобные тяжёлые состояния. Но в отличие от многих, он понял, что Единственный, кто может выдернуть нас из этого ада, — это Господь. К Нему и должна быть обращён наш крик о помощи. И часто оказывается так, что молитва из этой сердечной бездны обладает куда большей силой, чем те просьбы, которые мы возносим к Творцу в состоянии внутреннего довольства и душевной сытости. Не только по той причине, что мы чувствуем, как погибаем в этой яме, а по той, что, кроме как на Бога, надеяться нам больше не на кого. Мы отчаянно цепляемся за Него как за последний шанс.
Многие из нас не дошли до такого тяжёлого состояния. Но порой мы всё же чувствуем, как эта пустота начинает заползать в наше сердце. Мы ощущаем в нём присутствие чего-то жуткого и ужасного перед чем мы бессильны. Нас парализует страх. Не будем торопиться бежать от этой пустоты. Заваливать её впечатлениями, эмоциями, заедать её или запивать. Попробуем использовать эту силу себе во благо. Признаем, что мы беспомощны и бессильны перед ней и перед этой жизнью. И из этого состояния, с этого места обратимся ко Творцу с молитвой. Удивительно, как быстро Господь даёт ответ на такую молитву. Там, где мгновение назад был мрак бездны, разливается тёплый и яркий свет Небесного Царства.
Псалом 129. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 129. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 129. На струнах Псалтири
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,- Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема