1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.
2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;
3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,
4 ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи;
5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.
6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:
7 вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;
8 вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: "ибо", думают они, "кто слышит?"
9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.
10 Сила - у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог - заступник мой.
11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.
12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.
13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.
14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.
15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;
16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.
17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.
18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог - заступник мой, Бог мой, милующий меня.
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











