
На улице, на верёвке, на ветру мотается замёрзшее полотенце. А из окна на него глядят мои анемоны.
Эх, в том то и дело, что это теперь они на него из окна глядят. А вчера — сами были там, окаменевшие от холода.
Не уследила я за весенней погодой, не прикрыла клумбу, вот так и вышло, что в одну ночь стужа пришла да всё поморозила. И застыли бутончики моих цветов. Даже от ветра не шевелились, торчали бесцветными прозрачными статуэтками.
Мелькнула у меня идея: а если отогреть? Потихоньку-помаленьку, осторожненько? А вдруг?
Выкопала я их, похожих на сосульки. Сначала положила между форточками, открытой и закрытой, почти снаружи. Через час — в сени перенесла, там уж потеплее. Лежали на лавке, в темноте, без сознания ещё. А вечером гляжу — они мяконькие стали, но упругие. Живые! Поселила в избу, в горшок с землёй. Спать легла.
Утром гляжу — растут, распускаются! Головки крепкие, и все уже разноцветные, а были-то прозрачные, бедняги.
Соседка зашла, удивилась:
— Неужели выжили? Странно. Я вон, свои, раньше твоего выкопала и сразу в самое тепло унесла, у печки пристроила. А все равно скукожились, выбросить пришлось.
Ушла соседка, а я задумалась.
Анемоны наши — похожи они на людей, которых жизнь поранила. Замёрзли души у таких несчастных, остекленели. Ни тепло людское не чувствуют, ни доброту Божью. Маются бедные, но людей сторонятся, в Храм не идут.
И вот когда встречаешь такого человека, от всего сердца помочь хочешь.
Тут главное желание — поскорее отогреть. И ты, богатый друзьями, любимым делом, окормлённый Храмом, вываливаешь на бедного человека все рецепты своего благополучия. Мол, к людям иди, в работу встраивайся, в Храм каждый день! Ещё и молитвы ему напишешь, от души, побольше! А уж если человек близкий, то потащишь его за собой по жизни, настаивать будешь. Я неспроста это говорю, сама сколько раз вот так — бросалась отогревать. Так же, как моя соседка свои анемоны.
И результат был такой же. Плачевный.
Потому что несчастный человек, как замёрзший цветок. Не выдержит его душа резкого тепла, отпрянет, сожмётся. И рецепты все не осилить ему сразу.
Может, даже возьмётся, но, скорее всего, не сдюжит. Выходит, только вред от такой жаркой помощи.
Думаю, священники эту премудрость хорошо знают. Умеют они осторожно отогреть душу замёрзшую. Но нам, мирянам, тоже стоило бы поучиться. И когда берёмся спасть бедующего человека — быть с ним побережнее. Пусть один совет, пусть всего одна молитва, пусть хоть разок придёт в Храм — на первых порах и этого довольно для онемевшей души. Постепенно, но оживёт такая душа в Божьем тепле. А потом и большее осилит.
Да, с анемонами я справилась. Научиться бы мне и с людьми терпению и неспешности. Ведь людские души — они, действительно, такие же нежные и ранимые, как цветы.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Храм преподобного Евфимия. Станица Екатериноградская (Кабардино-Балкария)

На востоке Кабардино-Балкарии, у самой границы с Северной Осетией, стоит на берегу реки Малка станица Екатериноградская. Селение старинное. Оно было основано в 1777 году как казачья крепость в оборонительной линии между городами Азов и Моздок. Тогда, в конце восемнадцатого века, Екатерина Вторая присвоила здешним землям статус Кавказской губернии Российской империи. Станицу Екариноградскую в 1786 году провозгласили столицей этого объединения.
Императрица обратила внимание, что в губернском центре имеется единственная деревянная церквушка. Её Величество пожаловала сорок тысяч рублей на возведение каменного храма. Однако, приступить к строительству жители не успели. Столицу губернии перенесли в Астрахань, туда отошла и казна с царским пожертвованием. Станица Екатериноградская вновь стала скромным казачьим селением. Его жители довольствовались родным деревянным храмом.
В середине девятнадцатого века в этих местах побывал внук Екатерины Второй — император Николай Первый. Зная о бабушкином благодеянии, он удивился, не обнаружив каменной церкви в станице Екатериноградской. Царь повелел немедленно начать строительство и в 1850 году над рекой Малкой уже возвышался величественный пятиглавый собор. Главный его алтарь освятили во имя преподобного Евфимия Солунского. Северный и южный приделы посвятили небесным покровителям царственных особ — великомученице Екатерине и святителю Николаю.
Девяносто лет Евфимиевский собор оставался духовным центром станицы. В сороковые годы двадцатого столетия церковь закрыли безбожники, захватившие власть в стране. Они постановили снести храм. Станичники не подчинились варварскому требованию. Всё же собор преподобного Евфимия серьёзно пострадал в советское время, но уцелел. В 1991 году его вернули верующим.
С тех пор богослужения под старинными сводами не прекращались. Особенно людно бывает в церкви в престольный праздник — 28 октября, в день памяти преподобного Евфимия Солунского. В станицу Екатериноградскую съезжаются паломники из окрестных селений и на службе царит атмосфера казачьего братства, основанного на любви к Богу и к Церкви.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 101 зач., IX, 6-19.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Какое явление имеет для христианства ключевое значение? Свобода. Не в искажённом, греховном проявлении. А в ином. Каком? Об этом нам расскажет отрывок из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 9.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилованиезависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
Итак, сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к римским христианам посвящен теме свободы. Послание к римлянам — одно из первых произведений апостола Павла, в котором он очень подробно объясняет — почему христианство по-настоящему уникальная религия? Для святого ответом на этот вопрос является всё то же слово — «свобода».
Себя и прочих христиан Павел называет «детьми обетования по Исааку». Чтобы понять это выражение, нужно вспомнить один из эпизодов Ветхого Завета. Авраам и Сарра, родители Исаака, долгое время не могли иметь детей. Однажды Сарра, отчаявшись, что наследника у супруга так и не появится, предложила ему вступить в связь с рабыней — Агарью. Так на свет появился Исмаил. Впоследствии Господь дал и Сарре возможность родить. Её сына звали Исааком. Исмаил и Исаак стали библейскими символами. Первый — символом рабства, второй — свободы.
Христиане для апостола Павла — дети по Исааку, иными словами — наследники Божией свободы. Остаётся теперь разобраться — в чём она заключается? Согласно святому, настоящая свобода — свобода от греха. Когда человек подчиняется заповедям Божиим не из страха, а из любви к Отцу Небесному. Делает Его волю основанием жизни и через это обретает свободу над собой и от себя прошлого — ветхого человека, измученного греховными ошибками.
Есть у христианской свободы ещё одна важная черта, которая состоит в нежелании навязывать Богу правила религиозного торга. «Господи, смотри я не ем то-то и то-то, надеваю на себя такую-то одежду, покупаю такие-то свечи», — рассуждает такой торгующий человек и прибавляет: «А Ты мне за это должен сделать одно, второе и третье. И в качестве премии выдать смартфон последнего поколения». Римляне, к которым обращался в послании апостол Павел, в недалёком прошлом были язычниками, привыкшими с идолами общаться именно в этом формате — «я — тебе, а ты — мне, и побольше».
Апостолу Павлу много сил пришлось положить, чтобы буквально вытравить из сознания римских христиан подобный порочный и примитивный образ мысли, донести до них, что истинная вера основывается на бескорыстном служении Богу, доверии Ему как любящему Отцу, принятию Его доброй воли в отношении нас.
Апостол Павел через текст послания обращается не только к римлянам, но и ко всем нам — жителям иной страны из иной эпохи — стоящим ровно перед тем же искушением. Согласитесь, как часто лукавые мысли подначивают нас превратить Отца Небесного в какого-нибудь Зевса-вседержителя — безликое существо, с которым можно в меркантильном плане договориться. Давайте не будем так поступать. Во Христе все мы усыновлены и удочерены Господом. Поэтому не будем разменивать дарованную нам свободу на примитивный торг, но примем дар Божий, позволяющий нам обрести истинную свободу от греха и нашей собственной узости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о милостивых и чистых сердцем». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» и «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди;
Вторая беседа со священником Анатолием Правдолюбовым была посвящена заповедям блаженства о нищих духом и плачущих;
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена заповедям блаженства о кротких и алчущих правды.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер