
Фото: Halima Bouchouicha / Unsplash
Храмы Русской Православной Церкви есть в самых разных уголках мира. Русское Православие имеет свое представительство и в государстве Тунис. В одноименной столице этой страны, Тунисе, с первой половины прошлого века существует русский храм с очень необычной судьбой.
Русский православный приход в Тунисе возник вынужденно, в результате печальных событий, связанных с революцией 1917 года. Основателями тунисского храма стали матросы и офицеры Черноморской корабельной эскадры, которые отказались присягать советскому правительству. В итоге корабли под командованием «белых» капитанов вышли в Средиземное море и встали на якорь у берегов Туниса, где и остались. Костяк ушедшей эскадры составили линкор «Генерал Алексеев», крейсеры «Генерал Корнилов», «Кагул» и штабной корабль «Георгий Победоносец». Всего в Тунис прибыло 33 военных корабля Черноморской эскадры. Штатный священник эскадры протоиерей Константин Михайловский выступил с инициативой организовать в столице страны православный храм в честь Воскресения Христова. Первоначально храм размещался на квартире, куда моряки перенесли корабельные иконы и богослужебную утварь. До революции на всех крупных российских кораблях имелись молельные комнаты и даже храмы. К корабельному храму обычно «прикреплялся» священник.
Перенос икон и утвари с кораблей во временный храм был вынужденным шагом — французские власти, которые в то время управляли Тунисом, взамен на покровительство русским эмигрантам потребовали плату. Ею стали военные корабли, часть из которых впоследствии плавала уже под французскими флагами. А другая часть была просто утилизирована. Русские моряки, таким образом, пожертвовали фактически всем для того, чтобы обрести в Тунисе и временное пристанище, и возможность молиться в православном храме. Иконостас в новообразованный храм был перенесен с крейсера «Кагул». Также с моря на сушу были доставлены иконы Воскресения Христовы, святителя Николая Чудотворца, святых князей Бориса и Глеба и другие. Всего — их было около ста. Главной святыней тунисского храма стал напрестольный крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицей мощей священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Кроме того, в храме есть иконы Крещения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы с кораблей, затопленных в ходе Крымской войны рядом с Севастополем.
Православное богослужение в Тунисе совершалось на квартире до середины 50-х, когда сначала была приобретен участок земли, а затем на нем был построен красивый белоснежный храм. Освящение храма произошло в 1956 году. Его совершил святитель Иоанн (Максимович). В новый храм были перенесены упомянутые ценные корабельные иконы. В 1963 году для православных в Тунисе выпало новое испытание. Тунис стал независим от Франции. Вместе с французами страну стали покидать и русские. Приход потерял многих своих членов. Возникла и проблема со священником.
Русская Зарубежная Церковь не имела возможности прислать в Тунис постоянного священнослужителя. Такая непростая ситуация длилась вплоть до 1992 года, когда тунисский храм вошел в состав Московского Патриархата. Благодаря этому храм удалось спасти от сноса, а вместе с этим были сохранены от уничтожения и памятные корабельные иконы русской Черноморской эскадры. Сегодня увидеть их, совершить перед ними молитву может любой желающий.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер