Псалом 48. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 48. Богослужебные чтения

Псалом 48. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Древние философы весьма напряженно искали ответ на вопрос о предназначении человека. Святитель Василий Великий об этих поисках написал такие слова: «Языческие мудрецы пускались в умозрения о конце человеческом, но они разошлись в понятии о сем. Одни утверждали, что этот конец есть знание, другие же — успешное действование, иные — разнообразное употребление жизни и тела, а другие, став скотоподобными, говорили, что этот конец есть удовольствие». А какой ответ на вопрос о предназначении человека даёт современный мир? И можем ли мы — христиане — согласиться с этим ответом? Давайте поразмышляем об этом, взяв за основу звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 48-й псалом.

Псалом 48.

1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.

Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, —

и простые и знатные, богатый, равно как бедный.

Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание.

Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:

«для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?»

Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!

Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:

дорога цена искупления души их, и не будет того вовек,

10 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.

11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.

12 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.

13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.

14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.

15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их.

16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.

17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:

18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;

19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,

20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.

21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.

Только что прозвучавший псалом очень красочно живописует конечную участь человека; псалом, по сути дела, повторяет начальные слова книги Екклесиаста: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:2–3). Однако здесь, в отличие от книги Екклесиаста, акцент сделан не на человеке вообще, а на том, кто надеется на собственную силу и на своё богатство. Псалом о пути таких людей говорит предельно жёстко: «Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их» (Пс. 48:14). Действительно, когда мы видим преуспевающих людей, то нам зачастую их жизнь кажется завидной. Кажется, будто бы им всё удаётся, что так жить — правильно.

Однако всё, конечно же, сложнее. Вопрос не в том, сколько у человека богатства, и насколько успешно он сумел устроить свою жизнь, вопрос в конечной цели наших трудов. Ранее упомянутый нами святитель Василий Великий написал о языческих мудрецах, которые полагали, что смысл человеческой жизни в достижении знания, или же в самой полноте жизни, и только совсем уж маргинальные — их святитель Василий назвал «скотоподобными» — полагали, что цель состоит в получении удовольствия.

Христианский ответ на вопрос о смысле жизни упоминает прозвучавший сегодня псалом: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс. 48:16). Да, именно так: в конечном итоге мы хотим избавиться «от власти преисподней», то есть мы стремимся быть с Богом, таков предел наших стремлений, и в пребывании с Богом мы видим своё предназначение.

Однако, это теория. Практика же, увы, зачастую иная, и если задать вопрос о предназначении человека нашим верующим современникам, то вряд ли мы услышим тот ответ, который предлагает нам 48-й псалом. Со значительно большей вероятностью ответы будут походить на ответы упомянутых святителем Василием Великим языческих мудрецов. Впрочем, в таких ответах нет никакой трагедии, ведь у нас есть Псалтырь, и к ней стоит прибегать как можно чаще, читать её как можно внимательнее, и через это мы сумеем постепенно изменить своё отношение и к себе, и к миру, и к своему предназначению.


Псалом 48. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 48. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем