
Вот взять — да и лизнуть железку на морозе! Кто из нас не делал этого в детстве? А почему делали? А потому что родители сказали, что прилипнет язык к металлу. И тут же мысль в детской голове: неужели прилипнет? Не верю. Попробую тихонечко...
Отлично помню тот день. Мне было года четыре, и гуляла я одна в дачном саду. Родители дома, мороз, снежок идёт. Подмёрзла, пошла греться, домой. Вот уже взялась почти за ручку двери... И вспомнила : «Не лижи железки — прилипнешь!»
Да ну? Не может быть. Смотрю на эту блестящую ручку — и такая она! Прямо тянет к себе: лизни! Ну и лизнула.
Дальше всё было плохо. Стою, язык высунутый к ручке прилип, потянула — боль адская. А родители дома. И звать их страшно: отругают! Но хуже всего — дверь-то внутрь дома открывается. Если заору, замычу, они услышат, дверь дёрнут — так вообще язык мой оторвут!
Стою, слёзы текут, мёрзну, думаю...
Догадалась: изловчилась, руку вбок, как могла, вытянула, туда, где дверь кончается, а рядом окно уже, и машу рукой, машу! Увидали.
Конечно, всё равно, дёрнули они дверь. Крови было, слёз...
Сладок запретный плод. Но сколько боли, если попробуешь!
Когда у меня уже рос мой сын, я, помня свои беды, постаралась его, как бы, опередить и предупредить. И вот что придумала. Он, годовалый малыш, всё тянулся к горящим лампочкам. Ещё бы — светятся красиво! Но обожжётся же, точно! Сперва объяснила: «Не трогай, больно будет». Всё равно, на кресло влезает, карабкается, тянется к светящемуся шарику...
Вот тогда, зажгла я лампу, подождала, чтобы та в меру нагрелась, подхватила Сашку на руки и подошла. Сын протянул ладошку, тронул, ойкнул, отпрянул. Всё. Урок был усвоен. И теперь я была спокойна.
Конечно, не всегда так выходит. Везде соломки не подстелишь...
А, знаете, мне кажется, что Бог, приглядывая за нами — порой также поступает. Когда начинает человек падать в грех, Бог попустит, и даже не накажет, нет. Но поучит. Не сильно, а как я тогда, даст обжечься. Мол, гляди — запретный плод только на вид сладок, а дальше — боль.
Я по профессии — художник. И никогда не страдала завистью. Но случилась у меня депрессия. Никак не рисовалось мне, целый год не ладилось. А у подруги как раз — всплеск вдохновения. И попалась я на грех зависти. Нет, я не желала ей неудачи. Но, глядя на её картины, прямо вожделела: так же, так же здорово рисовать! Я даже пыталась подражать её стилю! Дальше — захотела одеваться, как она, жить в таком же доме... Всё моё показалось мне тогда ничтожным. И меня стало волочить в такую темень тоски, черноты, безысходности! Но тут спасительница-совесть закричала: «Не смотри, как она! Ты должна только так, как тебе дали! Спасайся!» Отшатнулась я тогда, слава Богу, отпрянула от зависти. Как мой сын от горящей лампочки.
Но послушайте: мы же с вами не дети. Мы взрослые люди, верящие в Бога. И, надеюсь, доверяющие ему, его мудрости, его советам.
Так неужели мы, как маленькие, всё-таки будем всю дорогу лизать холодные железки? Вот это самое «Да ну? А попробую»...
Я стараюсь перестать быть таким нерадивым дитём. Правда, я поздно сообразила. Полжизни уже прошло. Но хотя бы теперь, когда тянет меня к себе искушение, спохватываюсь, вспоминаю то заснеженное крыльцо, блестящую ручку двери... И себя, маленькую, с прилипшим языком. Вспоминаю Божьи запреты. Знаете, а ведь и впрямь, помогает. Может, и вы попробуете? Запомните эту бедную, непослушную девочку. Я для этого вам и рассказала.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Храм преподобного Евфимия. Станица Екатериноградская (Кабардино-Балкария)

На востоке Кабардино-Балкарии, у самой границы с Северной Осетией, стоит на берегу реки Малка станица Екатериноградская. Селение старинное. Оно было основано в 1777 году как казачья крепость в оборонительной линии между городами Азов и Моздок. Тогда, в конце восемнадцатого века, Екатерина Вторая присвоила здешним землям статус Кавказской губернии Российской империи. Станицу Екариноградскую в 1786 году провозгласили столицей этого объединения.
Императрица обратила внимание, что в губернском центре имеется единственная деревянная церквушка. Её Величество пожаловала сорок тысяч рублей на возведение каменного храма. Однако, приступить к строительству жители не успели. Столицу губернии перенесли в Астрахань, туда отошла и казна с царским пожертвованием. Станица Екатериноградская вновь стала скромным казачьим селением. Его жители довольствовались родным деревянным храмом.
В середине девятнадцатого века в этих местах побывал внук Екатерины Второй — император Николай Первый. Зная о бабушкином благодеянии, он удивился, не обнаружив каменной церкви в станице Екатериноградской. Царь повелел немедленно начать строительство и в 1850 году над рекой Малкой уже возвышался величественный пятиглавый собор. Главный его алтарь освятили во имя преподобного Евфимия Солунского. Северный и южный приделы посвятили небесным покровителям царственных особ — великомученице Екатерине и святителю Николаю.
Девяносто лет Евфимиевский собор оставался духовным центром станицы. В сороковые годы двадцатого столетия церковь закрыли безбожники, захватившие власть в стране. Они постановили снести храм. Станичники не подчинились варварскому требованию. Всё же собор преподобного Евфимия серьёзно пострадал в советское время, но уцелел. В 1991 году его вернули верующим.
С тех пор богослужения под старинными сводами не прекращались. Особенно людно бывает в церкви в престольный праздник — 28 октября, в день памяти преподобного Евфимия Солунского. В станицу Екатериноградскую съезжаются паломники из окрестных селений и на службе царит атмосфера казачьего братства, основанного на любви к Богу и к Церкви.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 101 зач., IX, 6-19.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Какое явление имеет для христианства ключевое значение? Свобода. Не в искажённом, греховном проявлении. А в ином. Каком? Об этом нам расскажет отрывок из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 9.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилованиезависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
Итак, сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к римским христианам посвящен теме свободы. Послание к римлянам — одно из первых произведений апостола Павла, в котором он очень подробно объясняет — почему христианство по-настоящему уникальная религия? Для святого ответом на этот вопрос является всё то же слово — «свобода».
Себя и прочих христиан Павел называет «детьми обетования по Исааку». Чтобы понять это выражение, нужно вспомнить один из эпизодов Ветхого Завета. Авраам и Сарра, родители Исаака, долгое время не могли иметь детей. Однажды Сарра, отчаявшись, что наследника у супруга так и не появится, предложила ему вступить в связь с рабыней — Агарью. Так на свет появился Исмаил. Впоследствии Господь дал и Сарре возможность родить. Её сына звали Исааком. Исмаил и Исаак стали библейскими символами. Первый — символом рабства, второй — свободы.
Христиане для апостола Павла — дети по Исааку, иными словами — наследники Божией свободы. Остаётся теперь разобраться — в чём она заключается? Согласно святому, настоящая свобода — свобода от греха. Когда человек подчиняется заповедям Божиим не из страха, а из любви к Отцу Небесному. Делает Его волю основанием жизни и через это обретает свободу над собой и от себя прошлого — ветхого человека, измученного греховными ошибками.
Есть у христианской свободы ещё одна важная черта, которая состоит в нежелании навязывать Богу правила религиозного торга. «Господи, смотри я не ем то-то и то-то, надеваю на себя такую-то одежду, покупаю такие-то свечи», — рассуждает такой торгующий человек и прибавляет: «А Ты мне за это должен сделать одно, второе и третье. И в качестве премии выдать смартфон последнего поколения». Римляне, к которым обращался в послании апостол Павел, в недалёком прошлом были язычниками, привыкшими с идолами общаться именно в этом формате — «я — тебе, а ты — мне, и побольше».
Апостолу Павлу много сил пришлось положить, чтобы буквально вытравить из сознания римских христиан подобный порочный и примитивный образ мысли, донести до них, что истинная вера основывается на бескорыстном служении Богу, доверии Ему как любящему Отцу, принятию Его доброй воли в отношении нас.
Апостол Павел через текст послания обращается не только к римлянам, но и ко всем нам — жителям иной страны из иной эпохи — стоящим ровно перед тем же искушением. Согласитесь, как часто лукавые мысли подначивают нас превратить Отца Небесного в какого-нибудь Зевса-вседержителя — безликое существо, с которым можно в меркантильном плане договориться. Давайте не будем так поступать. Во Христе все мы усыновлены и удочерены Господом. Поэтому не будем разменивать дарованную нам свободу на примитивный торг, но примем дар Божий, позволяющий нам обрести истинную свободу от греха и нашей собственной узости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о милостивых и чистых сердцем». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» и «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди;
Вторая беседа со священником Анатолием Правдолюбовым была посвящена заповедям блаженства о нищих духом и плачущих;
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена заповедям блаженства о кротких и алчущих правды.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер