
Фото: PxHere
В периодической системе Менделеева есть химический элемент под номером 114 — флеровий. Он назван в честь выдающегося физика-ядерщика Георгия Николаевича Флёрова, учёного, стоявшего у истоков атомной эры и совершившего ряд важнейших для мировой науки открытий. Но не только физике нашлось место в жизни Георгия Флёрова. Была в ней и лирика — огромная любовь к жене, Анне Викторовне. Георгий Николаевич и его супруга прожили вместе 50 лет — до самой смерти учёного в 1990-м году.
Флёровы не афишировали свою личную жизнь, не делились её подробностями с прессой. Но каждый, кто знал эту семейную пару, чувствовал искреннюю любовь друг к другу и душевную близость этих двух людей. «Рядом с ними всегда было тепло», — говорили коллеги Георгия Николаевича.
Георгий и Анна познакомились летом 1939 года на Кавказе, куда оба приехали отдохнуть с туристическими группами. Георгий к тому времени уже был перспективным молодым учёным, работал с выдающимся физиком Курчатовым и сделал открытие мирового уровня — выявил спонтанное деление урана, найдя таким образом ключ к созданию атомной энергетики. Анна Подгурская недавно окончила физико-технический факультет Ленинградского университета и поступила в аспирантуру, где занималась изучением космических лучей. Воспоминания о встрече с будущей супругой Георгий Николаевич кратко записал в своём дневнике. «Я увидел сидящую на пне симпатичную, по-походному одетую девушку. Она молча созерцала панораму заснеженных гор, а на земле перед ней стояла открытая банка мясных консервов. Такое сочетание духовного и вполне земного произвело на меня сильное впечатление. Я подошел, представился. Долго говорили».
Во время отдыха на Кавказе Анна и Виктор часто общались. Им было интересно вместе. Когда пришло время расставаться, Анна и Виктор обменялись адресами. Она жила в Ленинграде, он в Москве. Оба были занятыми людьми. И встретиться им никак не удавалось. А потом началась Великая Отечественная война.
В 1943-м Анна из блокадного Ленинграда была эвакуирована в Москву. Виктор по-прежнему оставался в столице. И здесь они снова увиделись. Делились друг с другом болью — оба недавно потеряли своих матерей. Именно тогда Флёров понял, что любит Анну. Своей любовью и верой в лучшее он помог девушке оттаять, оправиться от тяжёлых блокадных воспоминаний. В 1944 году молодые люди поженились. Научно-исследовательский институт атомной энергии имени Курчатова, где в то время работал Георгий, выделил молодой семье квартиру в новом доме. Там, спустя год, у Флёровых родился сын Николай.
В это же время Георгия утвердили к участию в атомном проекте. Это было испытание — в прямом и переносном смысле. Учёным предстояло провести на полигоне экспериментальный взрыв атомной бомбы. Всё было строго засекречено. Анна Викторовна не знала, чем именно занимается муж. Он всё время куда-то уезжал и ничего толком не мог рассказать. Она бесконечно его ждала и не знала, что будет дальше.
Эксперимент прошёл успешно. Георгий Николаевич получил Сталинскую премию и звание Героя Социалистического труда. Его премировали дачей и пожизненным правом бесплатного проезда по просторам Советского Союза для всей семьи. Путешествовать Флёровы любили! Им не нужны были ни санатории, ни отели с номерами люкс. Палатка, рюкзаки, горы или тайга — главное, чтобы подальше от цивилизации, чтобы были только они и природа.
В остальное время супругам нечасто удавалось побыть вместе. С 1957 года Флёров жил в подмосковной Дубне, где возглавлял Объединённый институт ядерных исследований. В виду особого режима объекта, Анна Викторовна с 12-летним сыном оставались в Москве. Перед началом рабочего дня и после работы Флёров всегда звонил жене. По субботам с утра Георгий Николаевич приезжал из Дубны в Москву. Дома учёного ждали приготовленные женой вафельные трубочки с мармеладом — его любимое лакомство. После обеда они с Анной Викторовной шли на прогулку или принимали гостей — дом Флёровых всегда был открыт для близких и друзей.
По словам коллеги и друга семьи, директора лаборатории ядерных реакций Сергея Дмитриева, Георгий Николаевич и Анна Викторовна относились друг к другу с уважением и теплом. «Моя постоянная величина» — в шутку и с любовью называли они друг друга.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Зимняя речушка»

Фото: Caden Nickel/Unsplash
Гуляя зимой на природе, спускаюсь по крутому берегу к небольшой извилистой речке, которыми изобилует наша земля. Частью во льду, частью в полыньях, она встречает меня приветливым молчанием. Замечательно, что зима с её непогодой нисколько не помешала речушке исполнять своё главное дело — нести воды с тихим журчанием к намеченной цели. Душа, и ты не смущайся непогодой — трудностями, искушениями — и изливай себя в молитве Небесному Отцу с верой, постоянством и любовью.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Митрополит Иоанн (Вендланд) и его семья

Фото: Thiago José Amaral / Pexels
В далёком городе Нью-Йорке в 1964-м году, митрополит Иоанн (Вендланд), патриарший представитель в Северной и Южной Америки, читал письмо от старшей сестры. Елизавета Николаевна — Элли, как звал её владыка в детстве, а теперь — монахиня Ефросиния, поздравляла брата с 55-летием. Она писала: «Как сейчас помню, я услышала твой плач из отдалённой комнаты. Бабушка вошла и сказала перекреститься, потому что у меня родился братик...». Митрополита Иоанна до конца дней связывала сердечная дружба с сестрой: он хранил любовь ко всей своей семье.
Будущий владыка родился 1 января 1909 года в Санкт-Петербурге, в семье юрисконсульта Морского министерства Николая Антоновича Вендланда и его супруги Нины Петровны. В крещении ребёнка нарекли Константином. На всю жизнь сохранилось у владыки одно из первых детских воспоминаний — чувство блаженства, когда мама, баюкая, осеняла его крестным знамением. Родители Кости посещали храм. Нина Петровна, всегда носила при себе маленькое карманное Евангелие. Часто она вслух читала его сыну. Так маленький Костя однажды узнал, что Бог любит милостивых, тех, кто помогаем бедным. И тут же загорелся желанием творить милостыню! Вот только денег у него не было. Он вспомнил, что накануне видел на столике в родительской комнате серебряные монеты. Недолго думая, мальчик взял их, и собрался идти в церковь, чтобы раздать их нищим. Но не успел — родители обнаружили пропажу. Когда Костя рассказал отцу и матери, для чего ему понадобились деньги, родители объяснили, что брать без спроса — грешно, и что милостыня не совершается неправедно добытыми деньгами. Так, на жизненных примерах в семье постигал будущий митрополит Иоанн науку нравственности и веры.
Владыка вспоминал, что отец, хоть и был целыми днями занят на службе, всё свободное время посвящал семье. Николай Антонович увлекался фотографией, был одним из пионеров цветной фотосъёмки. Своё увлечение он передал сыну — впоследствии митрополит Иоанн стал автором уникальной фотографической летописи Русской Православной церкви середины ХХ века. Владыка Иоанн писал в своих мемуарах о том, как по вечерам Николай Антонович и Нина Петровна вместе музицировали: «Папа с мамой садились рядом за фортепиано и играли в четыре руки. Под дивную музыку их игры я засыпал».
В 1917 году семья Вендландов перебралась в Крым. Там, спустя два года, Николай Антонович скончался от тяжёлой болезни. На панихиде по отцу, в храме, Костя впервые глубоко проникся мыслью о Царстве Божием. В нём зародилось и начало зреть желание посвятить свою жизнь служению Господу. Маму Константин в последний раз увидел в военном 1943-м. Нина Петровна жила тогда в Узбекистане, в Фергане. А он — в Ташкенте, преподавал, геологию в Среднеазиатском университете. И уже десять лет был тайно пострижен в монашество. Эли, старшую сестру, призвали на фронт, она служила военным врачом. Константин ненадолго заехал к маме во время геологической экспедиции. Нина Петровна выглядела здоровой и бодрой. «Дитюша моя!», — ласково говорила она сыну. Константин уехал, а буквально через несколько дней получил известие о том, что мама отошла ко Господу.
После Великой Отечественной войны Константин Вендланд, в монашестве — Иоанн, полностью посвятил себя церковной жизни. В 1958-м был рукоположен в сан епископа. В том же году приняла монашеский постриг с именем Ефросиния и его сестра, Елизавета Николаевна. Брат и сестра и в монашестве поддерживали друг друга заботой и молитвами. Владыка Иоанн много ездил по миру, несколько лет нёс служение в США. А незадолго до кончины посетил места своего детства. Он признавался — с ними были связаны самые светлые мгновения его жизни рядом с родными людьми.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Святитель Игнатий Мариупольский
Город Мариуполь Донецкой Народной Республики был основан в конце восемнадцатого века. Его первыми жителями стали православные греки, переселившиеся из Крыма в Приазовье по приглашению правительства Российской империи. Участником исторического события стал митрополит Игнатий (Гозадинос). Он родился в Греции на острове Китнос в 1715 году. С юных лет воспитывался на Святой горе Афон, там же принял монашеский постриг и священный сан. Став епископом, получил назначение в Готскую епархию Константинопольского патриархата, которая находилась в Крыму. Шестидесятилетний архипастырь прибыл к месту своего служения в 1771 году. Он поселился в скиту близ Бахчисарая. В то время крымские земли принадлежали Османской империи. Христиане здесь, с одной стороны, претерпевали гонения, а с другой — постепенно ассимилировались с мусульманами. Чтобы сохранить отеческие традиции и веру, митрополит Игнатий вдохновил греков переселиться на берег Азовского моря. В Мариуполе владыка вместе со своей паствой перешёл под омофор Русской Православной Церкви. В 1998 году святитель Игнатий Мариупольский был прославлен в лике святых.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM











