
В конце 19 века на вокзале города Киева было так же многолюдно, как и сегодня. Свистели прибывающие паровозы; туда-сюда сновали пассажиры с тюками и чемоданами; носильщики, гремя тележками по перрону, громко кричали «Поберегись!»
В сторонке, там, где народу было меньше, стояла молодая женщина в простой крестьянской одежде и растерянно смотрела на оживлённую толпу. Её звали Степанида, она приехала в Киев из глухой сибирской деревушки. В узелке везла котелок варёной картошки и кошелёк с червонцем. Да вот беда — на одной из станций хватилась, а узелка-то и нет! Искали с кондуктором по всему вагону, да где там — вор давно уж был таков. До Киева доехала, а только куда денешься в большом городе без денег...
— Девонька, ты никак в беду попала? — маленькая старушка с добрыми глазами тронула Степаниду за рукав, словно прочитав её мысли.
Степанида со слезами на глазах рассказала о том, что с ней приключилось в дороге. Старушка решительно сказала:
— Ты вот что, милая — ступай-ка на Подол. Найдёшь там Борисоглебскую церковь, в ней батюшка Михаил служит. Добрый он, нищелюбивый. К нему и обратись — поможет беспременно!
Отец Михаил Едлинский, священник храма святых Бориса и Глеба на Подоле действительно на весь Киев славился своей добротой и заботой о страждущих, бедных и больных. Священником Борисоглебской церкви он стал в 1893 году. Церковь находилась неподалёку от рынка и порта; каждый день, идя к утренней службе, отец Михаил видел беспризорников, маленьких бродяг, слонявшихся в поисках куска хлеба. Кто-то из них попрошайничал, а кто-то мог и украсть. Жалость к этим детям не отпускала отца Михаила. Вместе со своими прихожанами он собрал денег и построил на территории церкви большой четырёхэтажный дом, в котором открыл сиротский приют. Здесь дети, которых он приводил с улицы, жили, питались и обучались грамоте, Закону Божьему и ремёслам. Так что, повзрослев, они покидали стены приюта отца Михаила, имея возможность устроиться на работу и честным трудом зарабатывать на хлеб.
Напутствуя своих воспитанников во взрослую жизнь, отец Михаил Едлинский по обыкновению особенно строго предостерегал их от пьянства. Разумно считая этот грех источником многих бед, священник полагал немало сил на борьбу с ним. При храме он организовал Общество трезвости; а чтобы нищие, просящие милостыню на паперти, не пропивали её потом в ближайшем трактире, отец Михаил ввёл специальную систему купонов. Прихожане вручали эти купоны просящим вместо денег. После службы по такому купону в трапезной храма можно было бесплатно получить горячий обед. Кормили здесь и городских бедняков, стекавшихся в Борисоглебскую церковь со всех концов Киева.
Прихожане и духовные чада отца Михаила полностью разделяли его стремление помогать людям. Их щедрые пожертвования позволили священнику в 1903 году открыть рядом с храмом богадельню для престарелых лиц обоего пола. В 1914-м, когда с началом Первой Мировой войны Киев стал наполняться беженцами и раненными, отец Михаил организовал из прихожан храма несколько бригад, которые по очереди дежурили в госпиталях и помогали устроиться на новом месте приехавшим в город людям.
Бедная Степанида из Сибири тоже нашла приют у батюшки Михаила. Всё, что сказала ей старушка на вокзале, оказалось истинной правдой. Отец Михаил и его супруга приняли Стешу, как родную, и оставили жить у себя до тех пор, пока она окончательно не встала на ноги.
«Это необыкновенный дар и счастье — уметь любить!» — часто повторял отец Михаил Едлинский. Сам он сполна обладал этим даром. В 1989 году Церковь прославила его в сонме новомучеников и исповедников Российских.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер