
В мире существует 15 независимых Православных Церквей. Начиная с 20-х годов двадцатого века большинство из них живет по новому календарю или стилю. К таким Церквам относятся Константинопольская, Румынская, Болгарская и иные. Церкви, живущие по новому календарю, непереходящие праздники, например Рождество, отмечают по григорианскому календарю, а Пасху — по юлианскому. Наша Церковь, а еще Грузинская, Сербская и Иерусалимская до сих пор строго придерживаются старого юлианского календаря и все праздники отмечают в соответствии с ним.
До недавнего времени в православном мире существовала Церковь, которая никак не могла определиться — по какому календарю жить, по новому или по старому? Этой Православной Церковью являлась Церковь Польская. Формально еще в 1924 году Польская Церковь последовала примеру Константинопольской Церкви и перешла на новый календарь. Но впоследствии в Польской Церкви сложилась очень запутанная ситуация.
Официально центром Польской Церкви является Варшава, но реально центр православия на территории Польши является городок Белосток и расположенный недалеко от него Супрасльский монастырь. Православное население Белостока и всей восточной Польши считают себя относительными поляками. Скорее они осознают себя белорусами, украинцами и даже русскими. А потому и многие традиции Русской Церкви они рассматривают как свои. В том числе и календарь.
До недавнего времени Польская Церковь жила фактически по двум календарям. Православное население Варшавы и западных городов Польши продолжали соблюдать решение 1924 года и жили по новому календарю. А жители Белостока, Супрасля отказывались это делать и отмечали все церковные праздники по старому юлианскому календарю.
Данная ситуация приводила к довольно интересным ситуациям. Например, в течение десятилетий главе Польской Церкви Варшавскому митрополиту приходилось праздновать Рождество дважды. Сначала 25 декабря он служил в Варшаве и поздравлял с Рождеством тех православных поляков, которые отмечали Рождество именно 25 декабря. А затем, 7 января, митрополит ехал в Белосток и там опять совершал рождественское богослужение — уже для тех, отмечал Рождество по старому календарю.
Впрочем, 18 марта 2014 года беспорядок с календарями в Польской Церкви был урегулирован. В этот день в резиденции митрополита Варшавского и всей Польши Саввы состоялась сессия Архиерейского собора Польской Православной Церкви.На ней было принято историческое решение — Польская Церковь решила отказаться от нового календаря и приняла постановление вернуться к старому календарю церковной жизни.
Решение 1924 года было отменено, поскольку до 90% православных поляков к 2014 году стали отмечать церковные праздники по старому стилю. Первым днем, когда Польская Церковь стала в плане календаря единой было 15 июня 2014 года, когда Церковь отмечала память всех святых.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.