
В афонском монастыре Ватопед хранится несколько чудотворных икон Божией Матери. Большинство из них находится в храмах обители и доступно для поклонения. Однако одна из икон в силу исторических причин не видна паломникам. Икона эта носит название Елеоточивая, то есть Источающая масло, и начиная с 14 века неизменно находится в монастырском хранилище оливкового масла.
Елеоточивая икона Богородицы по размеру самая маленькая из чудотворных икон Ватопеда, но, наверное, одна из самых любимых среди монахов обители. Потому что она является зримым символом того, как внимательно Пресвятая Богородица заботится о нуждах Ватопедского монастыря. Говорю об этом вполне уверенно, потому что своими глазами видел, как горячо перед Елеоточивой иконой молятся ватопедские монахи. Во время посещения обители один из монахов провел меня в хранилище масла, где я смог поклониться чудотворному образу.
История почитания Елеоточивого образа Богородицы началась в 14 веке, когда в Ватопеде случился неурожай оливок. Монастырские запасы масла стали истощаться. В итоге келарь обители, то есть тот, кто заботится о продуктовом снабжении монастыря, решил экономить и выдавать масло только для наполнения лампад, но не для употребления в пищу. Узнав об этом, начальник обители, игумен, запретил келарю так поступать и призвал братьев молиться Богородице о помощи.
Через пару дней келарь пришел в хранилище масла, ожидая увидеть, что последний сосуд с маслом опустел. Но к его удивлению сосуд был до краев полон. Келарь совершенно не понимал, как это произошло. Однако вскоре ему это было открыто.
Однажды, снова войдя в хранилище масла, келарь увидел, что масло в сосуд наливает сама Богородица, которая наполнив сосуд, как бы перенеслась в икону, висевшую на стене. Келарь рассказал остальным монахам о чуде. С этого времени икона стала именоваться Елеоточивой, Источающей масло, и в память о сверившемся чуде была навеки оставлена в хранилище оливкового масла. Елеоточивый образ Богородицы постоянно издает приятный аромат. Им наполнено все помещение хранилища. Кстати, тот самый глиняный сосуд, в который Богородица налила масло, также сохранился и по-прежнему находится в монастырском хранилище оливкового масла.
С 14 века Ватопед никогда больше не испытывал нехватки оливкового масла, что ярко подтверждает истинность случившегося чуда. Впрочем, это совсем не означает, что монахи Ватопеда перестали заботиться о пополнении запасов оливок. Братья монастыря по-прежнему усердно трудятся в оливковых садах, ухаживая за деревьями и ежегодно собирая богатый урожай. Ватопедские монахи, как и века назад, собирают оливки вручную и при помощи традиционных приспособлений изготавливают из них оливковое масло высокого качества. Монахи Ватопеда верят, что, работая в оливковом саду или где-либо еще на территории обители, они трудятся вместе с Богородицей, верной покровительницей их монастыря.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.