
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Никого, думаю, не удивлю, если скажу, что греческое церковное пение отличается от русского. Всем, наверное, так или иначе, приходилось слышать церковное пение греческой традиции, которое часто именуется византийским. Лично мое впечатление от византийского пения было следующим. Захожу я в храм и тут же погружаюсь в какую-то иную реальность, очень древнюю и завораживающую.
Отличительной чертой византийского пения является его монофоничность, то есть все поющие исполняют одновременно одну ноту. Поэтому для греков не имеет никакого значения, сколько человек находится в данный момент на клиросе — месте для хора. Петь на греческом богослужении может как двадцать, так и один человек.
Причем бывает и такое — в начале богослужения поет один человек и постепенно рядом с ним встают и начинают петь иные участники хора. Это первое отличие византийского пения от русского. Традиционно у нас за богослужением поет хор из группы певчих, и музыкальное произведение раскладывается на систему из четырех голосов.
Вне зависимости от того, сколько певчих имеется в храме, они обязательно делятся на две половины. Дело в том, что византийское пение предполагает диалог хоров. Эта манера пения называется антифонным. Даже в таких больших храмах, как Базилика святого Димитрия Солунского, по будням можно увидеть подобную картину. На одном клиросе — один певчий, и на другом — тоже один певчий. Причем, греки сохранили даже исторические именования своих певчих. Протопсалтом называется руководитель правого хора, лампадарием — левого, а доместиками именуются их помощники.
Еще одним отличием греческой традиции от русской является то, что в Греции за богослужением поют почти исключительно мужчины. Женщины допускаются до пения или в женских монастырях, или в храмах, где настоятель настроен, так сказать, более современно. Причем мужчины-певчие на службу облачаются для солидности в рясу — верхнюю одежду священника.
Стоит сказать и еще об одном различии между нашей и греческой традициями пения. В настоящее время все церковные песнопения в России записаны в системе европейской нотной грамоты — со скрипичным или басовым ключем, пятистрочным нотным станом и привычными для нас нотами. В Греции же в церковном пении до сих пор используется нотная грамота древней Византии. Это особые значки, которые обозначают не ноты как таковые, а движение мелодии.
Чтобы овладеть византийским пением, необходимо обладать абсолютным слухом. Потому что любое греческое песнопение начинается с определенного тона, оттолкнувшись от которого, нужно четко следовать указаниям нотных знаков, смещаясь иногда даже не на полтона, а на его четверть, чего в европейской музыке просто не бывает. Вот такие премудрости имеются у византийской музыкальной традиции.
Все выпуски программы Вселенная православия
25 ноября. О следовании за Господом Иисусом Христом

В 14-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником».
О следовании за Господом Иисусом Христом — игумен Лука (Степанов).
Господь говорил о будущей необходимости Ему пострадать и быть распятым, но каким образом понести вслед за Ним каждому свой крест (не все же христиане — приговорённые к распятию), оставалось недоумением для учеников Его.
Теперь же, когда видели мы распятого Христа и участвовали вместе с Церковью в погребении Его, и ликовали о Его воскресении, становится очевидным, что следование за Господом сопряжено с гонениями, скорбями, преодолением болезней, терпением всякой несправедливости. И эти совокупные испытания и именуются для учеников Христовых последованием Его кресту, Его шествием на Голгофу, вслед за которым является и радость воскресения.
Слава Божия, обращённая к падшему Адаму: «В поте лица твоего будешь хлеб твой добывать». И хлеб жизни, оказывается, для нас также не с легкостью обретается, но нудится Царствие Небесное, и только употребляющие великие усилия оказываются его достойными.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 ноября. О подвиге постничества святого Нила

Сегодня 25 ноября. День памяти Преподобного Нила Постника, Синайского, жившего в пятом веке.
О подвиге постничества святого Нила — протоиерей Максим Горожанкин.
Преподобный Нил Постник был учеником святителя Иоанна Златоуста. Когда святитель Иоанн стал епископом Константинопольским, Нил занимал в столице должность префекта. Он был женатым человеком, у него был сын.
Вдохновившись проповедью святителя Иоанна, Нил уходит в Египет вместе с сыном своим Феодулом, и по согласию с супругой они постригаются — она уходит в женский монастырь, а Нил уходит на Синай в прославленный монастырь святой Екатерины.
От святого преподобного Нила остались поучения, которые очень глубоки и которые научают христиан основам аскетического делания. Само наименование «постник» говорит о том, что преподобный Нил преуспел именно в этой добродетели: отрёкшись от мира, строго постился, отлагая всё земное и восходя от силы в силу к Царю Небесному.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 ноября. О служении Николая Пирогова
Сегодня 25 ноября. В этот день в 1810 году родился хирург Николай Пирогов.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Николай Иванович Пирогов. Кто не слыхал этого легендарного имени великого русского хирурга, лично участвовавшего более чем в двенадцати тысячах операций, которые он совершал своим удивительным умением и искусством, а главное — с молитвой, ибо представлял собой тип глубоко религиозного, православного человека, носившего в сердце имя Господа Иисуса Христа.
Посвятив себя любимому делу, он убеждался, как впоследствии святитель Лука (Войно-Ясенецкий), что без Христа, без молитвы небесному Хирургу, невозможно и надеяться на успех в земной практике.
Крымская война сделала его военным хирургом. Замечательно, что Николай Иванович впервые использовал эфир для обезболивания, и это была подлинная сенсация в хирургическом мире.
Одно из самых привлекательных качеств Николая Ивановича — это полное бескорыстие. Он осуждал коммерциализацию медицины, как это сегодня современно звучит. Поскольку призвание врача, как и призвание пастыря, во многом должно соответствовать призыву Самого Небесного Врача: «Даром получили, даром и давайте».
Все выпуски программы Актуальная тема











