Меня неоднократно спрашивали: почему в Христианстве Бог явился людям так тихо и скромно? А когда люди Его хотели обидеть, Он не стал защищаться. Даже не позволил своим друзьям заступиться за Него перед врагами? И сам я неоднократно задумывался: ведь если речь идет о всемогущем Боге, а христиане верят, что во Христе к нам пришел сам Творец всемогущий, то рождество в хлеву и распятие, в буквальном смысле, для многих является безумием. Об этом говорят не просто какие-то атеисты и критики религии, а святой апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам. Ну почему Бог сделал все так? Решил спасти человека таким вот способом?
Признаюсь, не сразу я стал понимать, да и сейчас есть над чем еще думать и думать. Однажды прочитал притчу, которая пролила свет на мои раздумья. Ее сочинил известный датский философ Сёрен Кьеркегор.
Молодой принц вступил на престол самого могущественного королевства своего времени. Несмотря на всю свою юность, он уже прославился большим умом, мудростью и великодушием. Все было хорошо, но одна беда все же была: король был холостой. Вся знать и приближенные искали ему будущую королеву. Выбирали самых знатных, богатых и красивых претенденток на его сердце и престол. Но все предложения король отверг, ошарашив знать тем, что ему хотелось жениться по любви.
Как-то раз после охоты, король и его свита решили отдохнуть у водопоя близ небольшого селения. Вечером девушки приходили с кувшинами за водой. Одна из них была необыкновенной красоты. Молодой король влюбился в красавицу. Он послал разведчиков узнать кто она. Вернувшись во дворец, король отдал последние распоряжения и заявил, что уходит от государственных дел до поры до времени и строго настрого под страхом смерти запретил кому-либо сообщать о нем и следить за ним. Под видом простого ремесленника он поселился в деревне, где жила его любимая. Жил с крестьянами, работал и общался с ними. Познакомился с родней девушки, общался с ней. И только когда любимая ответила ему взаимностью, нисколько не догадываясь, кто он на самом деле, молодой и уважаемый всеми ремесленник открылся.
Мудрый король жаждал настоящей любви и прекрасно понимал, чем бы все это закончилось, явись он к своей возлюбленной во всей славе своей и могуществе. Кому как не ему было знать, насколько люди слабы перед богатством, славой, властью и внешним блеском, способным затмить почти любого смертного. По его приказу девушку привели бы во дворец, обрядили бы как новогоднюю елку, обучили бы всем манерам и прочее. Но полюбила бы она его как человека, от души и от всего сердца, свободно? Ведь и наши отношения с Богом чем-то похожи на эту притчу. Гораздо легче любить Бога, Который внешне яркий, всесильный, особенно, когда мне это нужно.
И до меня стало понемногу доходить, что в христианстве Бог настолько уважает человеческую свободу, что часто, как говорят многие святые, скрывает Свою силу и мощь, дабы не подавить человека очевидностью Своего неопровержимого присутствия. Господь дает нам возможность самим искать Его. Он дал нам самый удивительный дар: свободу, верить или не верить, любить или не любить Его.
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер