
Севак Мирабян
Меня неоднократно спрашивали: почему в Христианстве Бог явился людям так тихо и скромно? А когда люди Его хотели обидеть, Он не стал защищаться. Даже не позволил своим друзьям заступиться за Него перед врагами? И сам я неоднократно задумывался: ведь если речь идет о всемогущем Боге, а христиане верят, что во Христе к нам пришел сам Творец всемогущий, то рождество в хлеву и распятие, в буквальном смысле, для многих является безумием. Об этом говорят не просто какие-то атеисты и критики религии, а святой апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам. Ну почему Бог сделал все так? Решил спасти человека таким вот способом?
Признаюсь, не сразу я стал понимать, да и сейчас есть над чем еще думать и думать. Однажды прочитал притчу, которая пролила свет на мои раздумья. Ее сочинил известный датский философ Сёрен Кьеркегор.
Молодой принц вступил на престол самого могущественного королевства своего времени. Несмотря на всю свою юность, он уже прославился большим умом, мудростью и великодушием. Все было хорошо, но одна беда все же была: король был холостой. Вся знать и приближенные искали ему будущую королеву. Выбирали самых знатных, богатых и красивых претенденток на его сердце и престол. Но все предложения король отверг, ошарашив знать тем, что ему хотелось жениться по любви.
Как-то раз после охоты, король и его свита решили отдохнуть у водопоя близ небольшого селения. Вечером девушки приходили с кувшинами за водой. Одна из них была необыкновенной красоты. Молодой король влюбился в красавицу. Он послал разведчиков узнать кто она. Вернувшись во дворец, король отдал последние распоряжения и заявил, что уходит от государственных дел до поры до времени и строго настрого под страхом смерти запретил кому-либо сообщать о нем и следить за ним. Под видом простого ремесленника он поселился в деревне, где жила его любимая. Жил с крестьянами, работал и общался с ними. Познакомился с родней девушки, общался с ней. И только когда любимая ответила ему взаимностью, нисколько не догадываясь, кто он на самом деле, молодой и уважаемый всеми ремесленник открылся.
Мудрый король жаждал настоящей любви и прекрасно понимал, чем бы все это закончилось, явись он к своей возлюбленной во всей славе своей и могуществе. Кому как не ему было знать, насколько люди слабы перед богатством, славой, властью и внешним блеском, способным затмить почти любого смертного. По его приказу девушку привели бы во дворец, обрядили бы как новогоднюю елку, обучили бы всем манерам и прочее. Но полюбила бы она его как человека, от души и от всего сердца, свободно? Ведь и наши отношения с Богом чем-то похожи на эту притчу. Гораздо легче любить Бога, Который внешне яркий, всесильный, особенно, когда мне это нужно.
И до меня стало понемногу доходить, что в христианстве Бог настолько уважает человеческую свободу, что часто, как говорят многие святые, скрывает Свою силу и мощь, дабы не подавить человека очевидностью Своего неопровержимого присутствия. Господь дает нам возможность самим искать Его. Он дал нам самый удивительный дар: свободу, верить или не верить, любить или не любить Его.
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер