
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Кол., 252 зач., I, 24-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нередко можно слышать, что христианство проповедует подлинную свободу. Свобода, как мы знаем, предполагает возможность выбора. О каком же таком важном выборе идёт речь? Отрывок из 1 главы послания апостола Павла к Колоссянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос, давайте послушаем.
Глава 1.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,
26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Отрывок, который только что прозвучал, начинается со слов апостола Павла о страданиях. По его мысли, те беды и невзгоды, которые выпали на его долю, — это завершения страданий Самого Иисуса Христа. Логика здесь следующая. Господь умер на кресте, чтобы основать Церковь. Однако Церковь состоит из людей. Она живёт не только благодаря Богу, но и благодаря человеку, который призван продолжить дело Спасителя. Его ученики должны организовать общины, нести проповедь по всей Вселенной, хранить себя в чистоте, праведности, целомудрии, чтобы Евангельское учение распространялось по земле. То есть всякий член Церкви продолжает выполнять дело Христа. Каждый в свою меру. И, соответственно, каждый в свою меру страдает. Ведь служение не бывает без жертв. Без отказа от комфорта, покоя, безопасности и всего того, что порой обеспечивает нам внешнюю и внутреннюю стабильность. Это мы и видим на примере Павла. Он провёл всю жизнь в скитаниях. Всю жизнь в скорбях. Всю жизнь в лишениях. И умер мученической смертью. Так Павел сделался сопричастным той проповеди Евангелия, которую начал Спаситель. И все эти перипетии его жизни не что иное, как продолжение скорбей Христовых. А где страсти Господни, там и Его слава. Где кровь, крест, там и воскресение, там и Пасха. Поэтому и говорит апостол, что несмотря на все лишения, которые он переживает, несмотря на собственные немощи, сила Бога действует в нём могущественно. Чем больше страданий ради Христа, тем больше наполняют апостола сила и слава Бога. Такой вот парадокс.
Перед каждым человеком, который идёт по этой жизни, лежит два пути. Первый — путь плоти. Тот, кто идёт этой дорогой, не обязательно должен становится грешником и отъявленным злодеем. Он может быть вполне себе порядочным членом общества. Он может быть примерным прихожанином и в целом человеком приличным. Но при этом все силы своей души он направляет в первую очередь на то, чтобы достичь кусочка простого человеческого счастья. Все его мысли, слова и поступки концентрируются вокруг своего, родного и близкого ему: семья, работа, друзья, хобби. Ничего нравственно предосудительного в этом нет. Но есть здесь неправда иного масштаба. Бог оказывается на периферии жизни. Он есть, но лишь как вспомогательный инструмент. Вспоминаю о Нём лишь утром и вечером, когда заставляю себя прочитать молитву. Ещё вспоминаю о Нём в храме, когда прошу у Него дать мне то, в чём нуждаюсь. Но в целом я занят своими делами. Эмоционально я полностью в них вовлечён. Мои мысли и разговоры о детях, родителях, работе, отпуске, зарплате, здоровье, о выходных, о даче, о домашних животных, о несправедливости, которая происходит вокруг, о повышении в должности, о новых перспективах и о многом, многом другом. И за всё это я переживаю. И всё это я и называю жизнью. И такая жизнь неизбежно обречена. Обречена на то, чтобы быть суетой, тщетой, паром. Как туман, всё это рассеивается. И в определённый момент человек понимает, что всё это были призраки, хотя он уверен, что реально их осязал.
Но есть и другой путь. Это путь духа. Это когда все мои мысли, чувства, слова и поступки имеют своей точкой отсчёта волю Бога. Когда каждый свой шаг я сверяю с Его Евангелием. Стараюсь посвятить этому всё своё время, все свои силы. В моём ежедневнике первой строкой в плане дня стоит слово «Христос». И уже исходя из этого я планирую весь свой день. В детей, родителей, мужа, жену, машину, работу, здоровье, друзей, отдых и во всё остальное я вовлекаюсь в той степени, в какой это не помешает быть в моей жизни Богу.
Апостол Павел предлагает нам постоянно в каждый момент своей жизни, во всяком поступке возвращать себя на путь духа. Это не самая приятная дорожка. Ведь нередко нам приходится отказываться от таких милых своему сердцу предпочтений. Но это страдания продолжают страдания Спасителя. Это муки рождения в жизнь вечную. И в той мере, в какой я претерпел эту боль ради Христа, я уже здесь и сейчас исполняюсь Его силой и славой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 250 зач., I, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди предметов, которые преподаются в семинариях, есть тот, который можно назвать наиболее важным — это догматическое богословие. У богословия много разделов, изучать его непросто, ведь приходится заучивать наизусть массу непростых для восприятия текстов. Однако основная сложность состоит в том, что далеко не всегда понятно, каким образом догматическое богословие соотносится с реальной жизнью и каким образом одно влияет на другое. Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й главы Послания святого апостола Павла к Колоссянам и поразмышляем о связи богословия и жизни.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
Только что мы услышали один из христологических гимнов апостола Павла. Услышали, что святой апостол возвестил веру в искупление и прощение грехов Кровью Христовою, услышали также о том, что Христос предвечно рождён Богом-Отцом, и что Им — то есть Христом — всё создано, Он — прежде всего, и всё, что существует, существует Им и благодаря Ему.
Что же означают эти возвышенные слова апостола Павла в практическом смысле?
Прежде всего, они говорят о том, что верующему во Христа человеку нечего бояться в этом мире. Да и в любом другом мире тоже. Единственное исключение — это наши собственные грехи, ведь только они могут отторгнуть нас от единства со Христом.
В то время, когда весь мир с содроганием сердца наблюдает за движением звёзд, знаками зодиака, курсом валют, котировками акций, ценами на нефть, развитием искусственного интеллекта, новыми видами оружия, то есть за всем тем, что составляет основу информационного потока, христианин может быть совершенно спокоен: вне Христа нет никакой жизни, и любые пугающие явления — во власти Христа, они есть постольку поскольку Христос позволяет им быть. Да, конечно, есть воля человека, есть то, на что нет и не может быть Христова благословения, но если мы вчитаемся в послания апостола Павла, то мы увидим непоколебимую веру в то, что даже зло Господь попускает ради конечного блага человека.
У первого поколения христиан не было никакого «зазора» между их верой и практикой жизни. Те апостольские слова, которые сегодня прозвучали, не были составлены в кабинетной тиши, они не были плодом научных изысканий, Павел рассказал о собственной вере, которой он научился от Самого Христа, и которая была подтверждена жизнью святого апостола.
Павел, как мы помним, и в самом деле ничего не боялся. Он жил Христом и со Христом, а потому ему не были страшны какие бы то ни были иные силы. Об этом святой апостол написал прекрасные возвышенные слова: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39).
Дай Бог, чтобы и мы сумели обрести такую веру во Христа, которая освободила бы нас от всех видов страха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Доброму дому» и онкобольным детям нужна помощь

Среди тысяч гостиниц в Москве есть одна особенная. Её постояльцы не платят за проживание и более того, получают там помощь. Это «Добрый дом» — первая в России благотворительная гостиница для онкобольных детей, а также их близких. Одновременно в ней находятся десятки семей из разных регионов, у которых нет возможности снимать жильё в Москве на длительное время. Для них «Добрый дом» — островок спокойствия, где есть домашний уют, продукты, нужные вещи, и, главное, поддержка.
Среди тех, кто делает жизнь постояльцев «Доброго дома» радостнее — волонтёры. Например, шестнадцатилетний Феликс Оганов. Школьник узнал об этом проекте от своих родителей, и тоже захотел ему помогать. Он сам организует для онкобольных детей игры, праздники и увлекательные занятия, привозит для них полезные гостиницы. К волонтёрству Феликс приобщает и одноклассников. Недавно они провели в «Добром доме» предновогодний мастер-класс. Ребята вместе с детьми мастерили ёлочные игрушки, создавая праздничное настроение. Такие события дарят маленьким пациентам позитивные эмоции и отвлекают от тех неприятностей, которые доставляет болезнь.

«Волонтёрство — не подвиг, а норма», — считает молодой человек. Несмотря на учёбу и спорт, он находит время на помощь другим, подтверждая, что добро может стать частью повседневной жизни.
Если вы тоже хотите делиться теплом и радостью, присоединяйтесь к волонтёрам проекта «Добрый дом» и помогайте онкобольным детям своим личным участием. Также поддержать подопечных благотворительной гостиницы можно прямо сейчас, оставив любой денежный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











