Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей Борисович! Вот так встреча!
— Леонид Сергеевич, здравствуйте! Вот уж правда — в Москве подолгу не видимся, а в Рязани сразу встретились!
— И, конечно, в художественном музее. Ну, где же ещё?!
— Здесь прекрасное собрание живописи! Я в Рязань по делам приехал, осталось свободное время — и просто не мог сюда не зайти...
— А я только что из монастыря Казанской иконы Божьей Матери. Давно уж собирался там побывать! После Литургии попал на экскурсию. Рассказывали про игумению Евгению, которая построила главный монастырский храм и вообще очень многое сделала для обители. Экскурсовод сказал, что здесь, в музее, хранится её единственный прижизненный портрет. Очень захотелось увидеть его своими глазами.
— Да, действительно! Портрет игумении Евгении написал рязанский художник Николай Иванов в 1861-м году. Полотно как раз в этом зале, в углу. Давайте к нему подойдём.
— Так вот какая она была, игумения Евгения! Необыкновенный, умиротворённый взгляд! Лицо проницательное, просветлённое. И, кажется, совсем ещё молодое...
— Так и есть. На портрете матушке чуть за тридцать. А когда она ушла в монастырь, ей и вовсе было не больше 25 лет. В миру игумению звали Евдокией, она происходила из древнего дворянского рода Таптыковых. Её семья была очень богата. Но знатному имени и роскошной жизни Евдокия предпочла монашеский подвиг.
— Экскурсовод рассказывал, что ещё до принятия игуменского сана, будучи простой монахиней, матушка Евгения благотворила Казанскому монастырю. Организовала богадельню для престарелых насельниц, монастырскую больницу с аптекой, училище для девочек-сирот.
— А когда в 1863-м Евгения стала настоятельницей обители, она начала строительство нового Казанского храма вместо старого, обветшавшего.
— Удивительно, сколько сделала для монастыря эта маленькая, хрупкая монахиня! Хотя, пожалуй, хрупкость эта только внешняя... Чувствуется внутренняя мощь, сила духа. Художник неуловимо сумел её передать.
— И, обратите внимание, Леонид Сергеевич, какими потрясающими красками! Несмотря на то, что портрет выполнен практически в монохроме, в тёмных оттенках, под кистью художника переливаются шёлковые чёрные монашеские одежды, мягко поблёскивают жемчужные чётки и золотой игуменский крест. А лицо игумении словно излучает внутреннее сияние.
— Да, видна рука большого мастера! Но, насколько я знаю, Николай Степанович Иванов известным художником не был?
— Иванов никогда и не гнался за славой. Он почти всю жизнь провёл в Рязани, служил в гимназии учителем рисования, а писал в свободное от работы время. Но при этом создавал настоящие шедевры. Такие, как вот этот портрет игумении Евгении, настоятельницы рязанского монастыря Казанской иконы Божьей Матери.
— Андрей Борисович, простите великодушно, но я тут заметил небольшую несостыковку... Вы говорили, что портрет написан в 1861-м. Но ведь, по вашим же словам, игуменией Евгения стала только в 1863-м!
— Вы очень внимательны, Леонид Сергеевич! Однако ошибки здесь нет. Взгляните ещё раз на холст. Видите — подпись художника: «Н. С. Ивановъ 1861».
— Вижу! Но всё равно не понимаю, как это возможно...
— Сейчас объясню! Дело в том, что у портрета есть свой секрет. Иванов написал картину ещё до того, как матушка Евгения стала настоятельницей монастыря. А в 1863-м, когда архиепископ Рязанский и Зарайский Смарагд возвёл Евгению в сан игуменьи, живописец дополнил полотно — вложил в руку матушки игуменский посох и выписал на монашеском одеянии наперсный крест.
— То есть тогда, наверное, правильнее было бы датировать этот портрет 1861-1863-м годами?
— Пожалуй, да, так будет точнее. Но главное, что сегодня мы можем видеть этот шедевр провинциального мастера. А ведь долгое время он лежал в музейных запасниках и не выставлялся!
— Знаете, Андрей Борисович, такое чувство, будто я только что с игуменией Евгенией лично познакомился!
— А ведь, в сущности, так оно и есть! Мне тоже было очень приятно ещё раз взглянуть на это полотно художника Николая Иванова. Тем более, в вашей компании, Леонид Сергеевич. Кстати, может быть, в Москву вместе вернёмся? Я на машине.
— Благодарю вас, Андрей Борисович, с радостью!
— И в дороге обязательно продолжим наш разговор об искусстве!
Картину художника Николая Иванова «Портрет Евгении, игумении женского Казанского монастыря» можно увидеть в Рязанском художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 145. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежат слова, которые можно считать своего рода программой христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16–18). Этими своими словами святой апостол продолжил мысль, которая впервые была выражена ещё в Ветхом Завете, в частности, в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 145-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Автор псалма призывает не кого-нибудь, а свою душу непрестанно восхвалять Бога. И сам же себе отвечает, что да, он будет это делать, он будет воспевать Бога всё отпущенное ему на земле время. Впрочем, возможно и другое понимание оригинального еврейского текста псалма: как уверение в восхвалении Бога всей своей жизнью. Какой бы из вариантов понимания псалма мы ни предпочли, они оба хороши, и оба позволяют нам задуматься о том, как возможно такое восхваление Бога — до последнего вздоха или же всей жизнью.
Псалом помогает нам с поиском ответа на этот вопрос. Прежде всего, человеку необходимо освободиться от самой нашей главной иллюзии — от надежды на самих себя и на других людей: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). Далее псалом продолжил эту мысль, сказав, что люди смертны, а потому они не могут быть основой надежды, а Бог — может.
Да, действительно, надежда на кого-то, кроме Бога, — это то, что лишает нас действенной молитвы, ведь зачем нам молитва, если мы сами способны решить все свои проблемы, если мы сами настолько сильны, что способны стать на место Бога? Человеку свойственно забывать, что в конечном итоге всё решает Бог, а не какие-либо, пусть и самые могущественные люди. Опыт человечества показывает, что наиболее прочные общественные договорённости с течением времени утрачивают свою силу, наиболее влиятельные люди уходят, а покорившие полмира империи внезапно перестают существовать. Но Бог был, есть и будет, а потому каким бы обворожительным в своей блистательной силе ни был окружающий нас мир, о Боге как основе основ забывать не стоит.
Поэтому да, псалмопевец абсолютно прав, «блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145:5). Нас может удивить использованная здесь формулировка — «Бог Иаковль». Во-первых, она указывает на то, что речь идёт о Едином Истинном Боге, а не об одном из многочисленных божков языческого пантеона. А во-вторых, такая формулировка говорит о глубокой личной связи с Богом как ещё об одной основе Его восхваления. Бог здесь — не некий безликий абсолют, не непостижимая сила, Бог — близкая человеку Личность, с которой праведник общается так же, как и с любой другой личностью, и такое общение не может надоесть, ведь познавший Бога человек не может не любить Его, а если мы любим, то общение не может ни наскучить, ни надоесть, для общения с Любимым мы всегда найдём время, мы будем жаждать общения с Ним, будем стремиться сделать его непрестанным.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Крылатое выражение — «незаменимых нет» — несёт на себе зловещий отпечаток, но всё же в чём-то соответствует действительности. В чём? Хотя бы в том, что не нужно из людей делать кумиров. Всё равно ничего не получится. Сама жизнь разобьёт ошибочные представления в пух и прах. А тот, кто поддался искушению возвести человека (пусть и достойного) на почти божественную высоту, потом будет очень горько раскаиваться. О том и рассуждает апостол Павел в отрывке из 13-й главы своего послания к Евреям, что читается сегодня в храмах во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Послание к Евреям, то есть к христианам Иерусалимской церкви, которая первоначально состояла из этнических евреев, было написано апостолом Павлом в связи с печальным событием — гибелью от рук гонителей первого епископа, то есть руководителя, Иерусалимской церкви святого Иакова. Иаков был сводным братом Господа Иисуса Христа, то есть являлся сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иаков вёл самый благочестивый образ жизни — и с точки зрения христианства, и с точки зрения иудаизма. Что привело к тому, что Иакова стали именовать «Праведным». Это, впрочем, не помешало врагам Церкви епископа умертвить.
Члены Иерусалимской общины после гибели Иакова впали в самую настоящую панику. Они так восхищались добродетелями своего наставника, что незаметно для себя самих, стали воспринимать его как неповторимого и незаменимого. Конечно, достичь высот праведности Иакова было очень сложно. Но это не означало, что никто в принципе не способен его заменить на посту епископа. Это, во-первых. А во-вторых — не следует забывать очень важную вещь. Церковью руководит не человек, а Бог. И Господь служит тем крепким камнем, на котором Церковь стоит и не разрушится, не исчезнет вплоть до конца света.
Но христиане Иерусалима о том, похоже, забыли. И апостол Павел постарался их и вразумить, и утешить с помощью услышанного нами сегодня послания. Павел, у которого, кстати, с Иаковом имелись некоторые разногласия, признаёт величие праведности покойного, но напоминает читателям, что в Иерусалиме есть другие достойные люди, способные стать преемниками погибшего епископа.
И в завершение Павел просит не забывать о Христе — истинном главе и пастыре Церкви. Апостол пишет: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да соделает вас во всяком добре способными к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа». Таким образом, всякий, кто будет хранить единство со Христом, будет в Церкви пребывать. И это касается и мирян, и клириков. Последние же, по мысли Павла, должны помнить, что приводить людей они должны именно к Богу, а не к себе. Никто из священнослужителей не должен поддаваться искушению считать себя наместником Христа на земле. Иначе такой клирик станет жертвой лукавой гордости — погубит и себя, и тех людей, что ему, на свою беду, доверились.
Апостол Павел пишет, как отличить настоящего пастыря от самозванца. Нужно следить за тем, чтобы у священнослужителя имелась добрая совесть и деятельное стремление во всём и всегда вести себя честно. Ровно так же должны поступать и миряне, и о себе ничего лишнего не фантазируя, и из других не делая идолов. Таким образом, апостол Павел призывает нас просить у Господа Бога мудрости, рассудительности, здравомыслия и смирения, чтобы не приписывать ни себе, ни кому-либо ещё чего-то лишнего. Но крепко помнить заповедь Божию: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











