
«Степь», студия: Мосфильм, режиссёр: Сергей Бондарчук
— Благословен еси, Господи!
— Отец Христофор, пора ехать. Лошади уж готовы. А вы... ей-Богу.
— Сейчас. Сейчас. Кафизмы почитать надо. Не читал ещё нынче.
— На горах станут воды — дивны дела Твои, Господи! Посреди гор пройдут воды — дивны дела Твои, Господи! Вся премудростью сотворил еси. Слава Тебе, Господи, сотворившему вся.
Сто третий псалом о сотворении мира читает посреди бескрайних степных просторов священник, отец Христофор — герой картины Сергея Бондарчука «Степь». Знаменитый советский режиссёр снял её в 1977 году — уже после таких своих шедевров, как «Война и мир» и «Они сражались за Родину». Однако далеко не всем любителям кино даже сегодня знакома эта работа Бондарчука. Между тем, лента «Степь» — ничуть не менее яркая и мощная, чем самые известные картины режиссёра. Она стала экранизацией одноимённой повести Антона Павловича Чехова. Бондарчук признавался, что это его любимое литературное произведение, и он давно мечтал снять по нему фильм. Однако то ли лента получилась слишком уж не в духе социалистической эпохи, то ли её духовная глубина и философичность не открылись в полной мере советским кинокритикам, но в те годы в прессе о ней писали немного. Хотя искусствовед Сергей Юткевич уже тогда сумел оценить фильм по достоинству. «Это нечто чудесное. Редкий случай. Восхищает и удивляет», — так эмоционально описал он свои впечатления о картине. С его словами невозможно не согласиться. С первых кадров фильм захватывает и увлекает за собой — в степь, уходящую за горизонт, где шумит ковыль, ветер колышет верхушки редких деревьев, где земля и небо, кажется, сходятся воедино. Очень быстро понимаешь, что неспроста практически в самом начале фильма звучит псалом, воспевающий премудрость Бога, создавшего этот мир во всей его красоте.
Однако я до сих пор ничего не сказал о сюжете картины. Впрочем, его, пожалуй, можно уложить всего в нескольких словах. Ранним утром из одного уездного города выехала запряжённая лошадьми коляска. В ней сидели отец Христофор, купец Иван Иванович Кузьмичёв и его племянник — девятилетний Егорушка. Мальчика везут в гимназию. Вот он всё дальше и дальше от родного дома. Вокруг — только степь. И люди, которые идут по этой степи — каждый, ведомый своею судьбой. Егорушка смотрит вокруг во все глаза. И его глазами видим окружающее мы, зрители. Фильм соткан из случайных встреч, разговоров, впечатлений, звуков и пейзажей. Плавное притчевое повествование буквально завораживает. Картина Сергея Бондарчука «Степь» — созерцательная, настраивающая на размышления о том, в какой удивительной гармонии между природой и человеком создан этот мир. И одновременно картина о русской душе — о противоречиях, которые порой её терзают, о её способности раскаиваться и прощать. Это особенно ярко демонстрируют такие персонажи картины, как Дымов — молодой парень, от безделья бродящий по степи и Емельян — бывший церковный певчий, который однажды простудился, потерял голос, и теперь он — простой нищий бродяга. Дымов постоянно и безо всякого повода обижает Емельяна. В одном из эпизодов этот конфликт обозначается особенно остро:
— Певчим был, так уж он думает, барин! Много вас, таких певчих, по большому шляху милостыню просит!
— Да ты чего пристал?
— Ну что ты бранишься попусту! Да оставь ты его в покое!
— Скучно мне. Скучно мне, Господи. А ты... не обижайся, Емеля...
Человек признаёт, что он зол на весь мир от душевной своей пустоты, находит силы попросить прощения за своё злословие. Такие вот уроки жизни преподаёт маленькому Егорушке степь. В ленте Сергея Бондарчука она — целый мир с теплящимися в темноте окнами постоялых дворов, пыльными дорогами, уходящими за горизонт, тлеющими углями костров. И надо всем этим — небо. То наполненное полуденным зноем, то подёрнутое грозовыми тучами, то раскинувшееся над путниками мириадами мерцающих звёзд. Не раз повторится в фильме излюбленный художественный приём режиссёра, который он использовал во многих своих картинах: от земли камера медленно поднимается вверх, пока не останется ничего, кроме бездонного неба. И это — напоминание о том, куда на самом деле держит путь каждый человек, странствуя по земле, и где однажды все мы встретимся.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер