Выдающийся медик середины XVIII века, личный врач императрицы Екатерины II — Нестор Максимович Амбодик-Максимович — вошел в историю как создатель отечественной акушерской школы.
Нестор был сыном полтавского священника и в 1768 году окончил Киевскую духовную академию. Неожиданно для всей родни выпускник решил не принимать священный сан, а заняться юриспруденцией. Нестор устроился работать в комиссию, которая занималась вопросами государственного законодательства, а в 1769 году поступил в Госпитальную школу при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале. В 1776 Нестор Амбодик-Максимович возглавил медицинское учреждение для подготовки акушерок. Именно из-под пера Нестора Амбодика вышло первое пособие по акушерству на русском языке — «Искусство повивания».
Какое звание было присвоено Амбодику-Максимовичу Медицинской Императорской Академией в 1782 году? И как сам Нестор Максимович относился к своей работе?
Нестор Максимович Амбодик-Максимович, выдающийся медик середины 18 века, личный врач императрицы Екатерины II, вошёл в историю как создатель отечественной акушерской школы. Всю жизнь он посвятил тому, чтобы дети рождались на свет живыми и здоровыми.
К своему призванию Амбодик-Максимович пришёл не сразу. Нестор был сыном полтавского священника, и предполагалось, что он пойдёт по отцовским стопам. В 1768 году Максимович окончил Киевскую духовную академию. Именно там он придумал приставку к своей фамилии. Амбодик в переводе с латыни означает «скажи дважды». Это был намёк на то, что отчество и фамилия Нестора пишутся одинаково. Выпускник, неожиданно для всей родни, решил не принимать священный сан, а... заняться юриспруденцией. Духовная академия давала все необходимые для этого знания. Нестор устроился на работу в комиссию, которая занималась вопросами государственного законодательства.
К делу молодой человек подошёл со всей ответственностью: сутками Амбодик штудировал исторические труды и документы, чтобы понять, в чём действительно нуждается российское общество и как сделать, чтобы законы работали ему на благо. На глаза Нестору попалась статья Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа». В ней первый русский академик писал о том, что медленный прирост населения в России тех лет напрямую связан с большой детской смертностью. А та, в свою очередь, — с отсутствием повивальной культуры. Роды у женщин порой принимали некомпетентные, неопытные повитухи. Вреда от таких часто бывало больше, чем пользы. Поэтому Ломоносов считал, что государству Российскому необходимо развивать грамотное акушерство. Открывать для повитух специальные школы. Другими словами — растить квалифицированные кадры. Эти размышления учёного крепко засели в голове у Нестора Амбодика. Настолько, что спустя несколько месяцев молодой человек, одарённый чувствительной душой и добрым сердцем, снова решил кардинальным образом сменить род занятий. Впоследствии он с долей юмора вспоминал об этом в своих научных трудах. «Сколько могу из детства вспомнить, мне и на мысль не приходило, чтобы обучаться врачебной науке; а ещё того менее, чтобы быть для других путеводителем в повивальном деле», — писал Амбодик-Максимович. И тем не менее, в 1769 году он поступил в Госпитальную школу при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале. Продолжил медицинское образование уже за границей, во Франции, в Страсбургском университете.
В 1776-м, защитив диссертацию, Нестор Амбодик-Максимович вернулся на родину доктором медицинских наук и возглавил Петербургскую бабичью школу — медицинское учреждение для подготовки акушерок. Формально она существовала уже 25 лет, но своих функций, по сути, не исполняла. За всё это время обучение там прошли лишь 20 человек. Никакой практики — только теория, причём, на иностранных языках. Русского пособия по акушерству в то время попросту не существовало. Но Нестор Амбодик всё изменил. Он дал объявление в петербургские газеты о том, что открывается набор девушек и женщин в школу повитух с обучением на русском языке. И народ пошёл! Для учениц Амбодика были предусмотрены обязательные практические занятия. Несколько раз в неделю женщины бывали в родильном отделении больницы Воспитательного дома. А в другие дни практиковались на так называемом «акушерском фантоме» — специальном манекене, который Амбодик собственноручно разработал. Своим воспитанницам Нестор внушал любовь к профессии и даже посвящал стихи их благородному делу. Но прославился он не поэзией, а научными работами. Из-под пера Нестора Амбодика вышло первое пособие по акушерству на русском языке — «Искусство повивания».
В 1782 году Медицинская Императорская Академия присвоила Нестору Амбодику-Максимовичу звание первого в России профессора акушерства. Нестор считал свою работу долгом перед Отечеством. И этот долг с великой радостью и полной отдачей исполнял.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема