Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Кто из нас в своей жизни не сталкивался с несправедливостью? Кто не мечтал о том, чтобы всё было честно и по совести? И тем не менее жизнь зачастую диктует совершенно другие правила, так что люди оказываются вынуждены годами пребывать в явно несправедливых ситуациях, не имея никакой возможности их исправить. Но как же им быть, если они хотят воспринять несправедливую ситуацию по-христиански? Ответ на этот вопрос звучит в 57-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 57.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.
2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?
3 Беззаконие составляете в сердце, кладёте на весы злодеяния рук ваших на земле.
4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.
5 Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
6 и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.
7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!
8 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные.
9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.
10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий тёрн, и свежее и обгоревшее да разнесёт вихрь.
11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.
12 И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»
Вряд ли человек способен вспомнить, когда он впервые столкнулся с несправедливостью. Если вы попробуете — задумаетесь надолго. Мне кажется, проблема здесь в том, что ощущение несправедливости довольно субъективно и рождается в глубоком детстве. Например, когда мы думаем, что другому достался лучший кусок пирога, что яблоко у него больше и слаще... Или напротив, когда мы уверены, что наказание за шалость, которое мы терпим, несопоставимо больше, чем то, которое терпят другие.
Так или иначе, вырастая, мы принимаем правила жизни как правила игры, в которой важно, если не выиграть, то по крайней мере не упустить своего. При этом эгоизм, который в нас живёт, помноженный на нашу неспособность заглянуть в душу другого человека, обычно мешает увидеть, что и мы можем быть источником несправедливости для другого. Да и в конце концов в реальной жизни всё бывает так запутано, что ответственных найти очень трудно. Ведь не только многие психологические, но и нравственные проблемы человека оказываются родом из его детства. Впрочем, многие, не означает все.
Псалом, который мы услышали, представляет собой плач Давида о несправедливости судей или правителей земли. Исходя из текста, будущий царь составил его в тот период жизни, когда был гоним и до его воцарения в Иерусалиме было ещё очень далеко.
Примечательно, что псалом начинается не с прямых обвинений, но с вопросов, которые кажутся риторическими. «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие»? Хотя несправедливость может быть совершенно очевидной окружающим, Давид предлагает тем, кто несправедлив, задуматься над собственными действиями. Как это часто бывает, такие люди мнят себя чуть ли ни богами, и псалмопевец специально называет их сынами человеческими, чтобы они не забывали о своём подлинном месте. И будто бы для того, чтобы им легче было вспомнить о своих злодеяниях, Давид прямо указывает им на их грехи, к которым они обращаются буквально с детства. Эта мысль может кого-нибудь смутить, ведь мы сегодня воспринимаем детей как безгрешных ангелов. Однако последствия грехопадения неизбежно касаются всех и довольно рано человек может чувствовать пробуждение того же эгоизма, превозношения, жестокости... готовности существовать за счёт других. Воспитание может корректировать это, может, наоборот, усугублять, но и сам человек постепенно осознаёт себя и выбирает, каким ему быть. Зачатки проблем могут быть в детстве, но и всё перекладывать на тех, кто тебя растил и был рядом, никак нельзя. Неслучайно, те, о ком говорит Давид, и заблуждаются — то есть совершают то, в чём нет вины, и говорят ложь — за которую уже ответственны.
Бытовая несправедливость может разрешаться по-разному — прощением или возмещением убытков... Но что делать с теми примерами несправедливости, которые несопоставимы с масштабами отдельной человеческой жизни, которые совершенно деморализуют простого человека и лишают его последних сил? Ответ Давида прост: единственная помощь — это молитва и вера в Бога, который в итоге Своей силой и Своей любовью восстановит высшую справедливость — и сердце того, кто стремился к правде, будет утешено.
Псалом 57. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 57. (Церковно-славянский перевод)
«Журнал от 26.12.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Анна Леонтьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Рождественские подкасты Академии журнала «Фома»;
— Яркие моменты из работы на Радио ВЕРА в 2025 году;
— Старение человека — как не бояться и принимать это, как дар от Бога?
— Как не терять время, не тратить впустую, а использовать на благо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия











