Сегодня на самолете можно пересечь океан за несколько часов, а спутниковая связь ловит в любой точке земного шара. Но даже в наши дни отправиться в кругосветное путешествие через шесть морей и три океана — дело опасное. Мало, кто осмелится. Тем более, не ради денег или славы, а ради Отечества и науки.
Перенесемся ненадолго на двести лет назад. Российская империя расширяет границы, присоединяет черноморское побережье, предгорья Кавказа, русские обосновались и в Северной Америке — на Аляске. Но российские змли на американском континенте тогда не имели четко обозначенных границ. Кроме того, управление Аляской, а также дальневосточными территориями России осложнялось удаленностью от Петербурга, ведь путь через Сибирь было дорогостоящим и рискованным. Так как же России закрепиться в отдаленных владениях в Тихом океане? Решение нашел русский морской офицер Иван Федорович Крузенштерн. Он разработал проект кругосветной экспедиции. Этот проект предлагал не сухопутный, а морской путь из Петербурга через Атлантику и Тихий океан к отдаленным российским территориям. Новая дорога помогала решить ряд экономических задач, а также новый удобный путь, чтобы снабжать продовольствием русский Тихоокеанский флот, дальневосточные территории России и Аляску. Проект Крузенштерна увидел молодой император Александр, утвердил его и назначил Ивана Федоровича начальником первой русской кругосветной экспедиции.
Началась подготовка. Крузенштерн взял себе в помощники Юрия Лисянского, своего друга и единомышленника. С Лисянским они не только учились в морском корпусе, но и вместе участвовали в морских сражениях. Крузенштерн, человек вдумчивый и педантичный, сам отбирал команду. По мнению Ивана Фёдоровича, она должна была состоять не из английских, как тогда было принято, а из русских матросов, причем исключительно добровольцев. Это была его принципиальная позиция.
В августе тысяча восемьсот третьего года два корабля, «Надежда» и «Нева», небольшие, чуть больше тридцати метров длиной каждый, вышли из порта города Кронштадта. Экспедиция прошла несколько европейских городов: Копенгаген, Лондон, Фалмут. Дальше — вниз, по Атлантике, обогнули мыс Горн — крайнюю точку Южной Америки, и затем — через весь Тихий океан.
Во время плавания присутствие капитана действовало на всех благотворно. Участник той экспедиции, ученый Йоханн Хорнер писал в одном из писем: «У нас на корабле... царит беспрестанная радость и душевный подъем, и мы благодарим небо, пославшее нам капитана, который качествами своего ума и широтой сердца завоевал безусловную любовь всех».
Возвращение через Индийский океан вокруг Африки было трудным, провианта не хватало, случались поломки, приходилось идти через штормы и смертельно рисковать.
Кругосветное плавание благополучно завершилось через три года. За это время Крузенштерн и его команда открыли новые острова и архипелаги, собрали уникальную коллекцию образцов растений, рыб и насекомых. Российское государство расширило свои границы на Дальнем Востоке, установило торговые отношения с Китаем.
В двадцатых годах 19 века Иван Крузенштерн возглавил Морской кадетский корпус в Петербурге и руководил им шестнадцать лет. За это время он ввел несколько новых военных дисциплин и создал эскадру учебных военных кораблей. Он следил за всеми мелочами: ежедневно посещал классные комнаты и лазарет, в буквальном смысле знал нужды каждого воспитанника. Именно Иван Федорович отменил в корпусе телесные наказания и настоял на том, чтобы в Морской кадетский корпус принимали детей недворянского происхождения.
Матросы любили его за доброе отеческое отношение к ним. В 1839 году, когда адмирал отмечал в Санкт-Петербурге пятидесятилетие службы на флоте, на празднование пришли три матроса с корабля «Надежда», которым было уже по 80 лет. Они хотели выразить глубокое почтение своему капитану.
В тысяча восемьсот семьдесят третьем году в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса был установлен памятник Ивану Фёдоровичу Крузенштерну. На постаменте изображен его фамильный герб и начертана фраза на латыни: «Живущий надеждой». И каждый год, в наши дни, курсанты-моряки накануне выпускного сшивают из своих тельняшек одну огромную тельняшку и надевают её на адмирала.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова