Благодаря начальнику первой русской кругосветной экспедиции — Ивану Фёдоровичу Крузенштерну — в начале девятнадцатого века удалось проложить удобный морской путь через Атлантику и Тихий океан к отдаленным российским территориям. Проект был поддержан императором Александром I, а новый путь помог, в том числе, снабжать продовольствием русский Тихоокеанский флот, дальневосточные территории России и Аляску.
Иван Фёдорович стал автором и разработчиком кругосветной экспедиции, которую он готовил вместе со своим другом Юрием Лисянским. Команда отбиралась лично Крузенштерном и состояла из русских матросов, исключительно добровольцев. Экспедиция началась в августе 1803 года и продлилась несколько лет. По итогам плавания российское государство расширило свои границы на Дальнем Востоке, установило торговые отношения с Китаем.
Как характеризовал Крузенштерна участник экспедиции, учёный Йоханн Хорнер? И как сложилась карьера Ивана Фёдоровича после окончания кругосветного плавания?

Сегодня на самолете можно пересечь океан за несколько часов, а спутниковая связь ловит в любой точке земного шара. Но даже в наши дни отправиться в кругосветное путешествие через шесть морей и три океана — дело опасное. Мало, кто осмелится. Тем более, не ради денег или славы, а ради Отечества и науки.
Перенесемся ненадолго на двести лет назад. Российская империя расширяет границы, присоединяет черноморское побережье, предгорья Кавказа, русские обосновались и в Северной Америке — на Аляске. Но российские змли на американском континенте тогда не имели четко обозначенных границ. Кроме того, управление Аляской, а также дальневосточными территориями России осложнялось удаленностью от Петербурга, ведь путь через Сибирь было дорогостоящим и рискованным. Так как же России закрепиться в отдаленных владениях в Тихом океане? Решение нашел русский морской офицер Иван Федорович Крузенштерн. Он разработал проект кругосветной экспедиции. Этот проект предлагал не сухопутный, а морской путь из Петербурга через Атлантику и Тихий океан к отдаленным российским территориям. Новая дорога помогала решить ряд экономических задач, а также новый удобный путь, чтобы снабжать продовольствием русский Тихоокеанский флот, дальневосточные территории России и Аляску. Проект Крузенштерна увидел молодой император Александр, утвердил его и назначил Ивана Федоровича начальником первой русской кругосветной экспедиции.
Началась подготовка. Крузенштерн взял себе в помощники Юрия Лисянского, своего друга и единомышленника. С Лисянским они не только учились в морском корпусе, но и вместе участвовали в морских сражениях. Крузенштерн, человек вдумчивый и педантичный, сам отбирал команду. По мнению Ивана Фёдоровича, она должна была состоять не из английских, как тогда было принято, а из русских матросов, причем исключительно добровольцев. Это была его принципиальная позиция.
В августе тысяча восемьсот третьего года два корабля, «Надежда» и «Нева», небольшие, чуть больше тридцати метров длиной каждый, вышли из порта города Кронштадта. Экспедиция прошла несколько европейских городов: Копенгаген, Лондон, Фалмут. Дальше — вниз, по Атлантике, обогнули мыс Горн — крайнюю точку Южной Америки, и затем — через весь Тихий океан.
Во время плавания присутствие капитана действовало на всех благотворно. Участник той экспедиции, ученый Йоханн Хорнер писал в одном из писем: «У нас на корабле... царит беспрестанная радость и душевный подъем, и мы благодарим небо, пославшее нам капитана, который качествами своего ума и широтой сердца завоевал безусловную любовь всех».
Возвращение через Индийский океан вокруг Африки было трудным, провианта не хватало, случались поломки, приходилось идти через штормы и смертельно рисковать.
Кругосветное плавание благополучно завершилось через три года. За это время Крузенштерн и его команда открыли новые острова и архипелаги, собрали уникальную коллекцию образцов растений, рыб и насекомых. Российское государство расширило свои границы на Дальнем Востоке, установило торговые отношения с Китаем.
В двадцатых годах 19 века Иван Крузенштерн возглавил Морской кадетский корпус в Петербурге и руководил им шестнадцать лет. За это время он ввел несколько новых военных дисциплин и создал эскадру учебных военных кораблей. Он следил за всеми мелочами: ежедневно посещал классные комнаты и лазарет, в буквальном смысле знал нужды каждого воспитанника. Именно Иван Федорович отменил в корпусе телесные наказания и настоял на том, чтобы в Морской кадетский корпус принимали детей недворянского происхождения.
Матросы любили его за доброе отеческое отношение к ним. В 1839 году, когда адмирал отмечал в Санкт-Петербурге пятидесятилетие службы на флоте, на празднование пришли три матроса с корабля «Надежда», которым было уже по 80 лет. Они хотели выразить глубокое почтение своему капитану.
В тысяча восемьсот семьдесят третьем году в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса был установлен памятник Ивану Фёдоровичу Крузенштерну. На постаменте изображен его фамильный герб и начертана фраза на латыни: «Живущий надеждой». И каждый год, в наши дни, курсанты-моряки накануне выпускного сшивают из своих тельняшек одну огромную тельняшку и надевают её на адмирала.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Деяния святых апостолов

Деян., 33 зач., XIII, 25-32.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Один из самых распространённых призывов сегодня, это призыв к лидерству. В сети можно найти массу статей, книг и видеороликов, в которых подробно расписывается путь к тому, чтобы стать лидером. А как к стремлению быть лидером относится христианство? Прикровенный ответ на этот вопрос мы можем услышать в отрывке из 13-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса
Некоторое время назад я встречался со школьниками и, кроме всего прочего, обсуждал с ними тему лидерства. Многие из них уже были захвачены этой идеей, хотя пока ещё, конечно, в теоретическом, а не в практическом плане. То есть они мечтали быть лидерами, потому что им рассказали и даже показали, как это здорово и перспективно... Но я, в свою очередь, спросил их, могут ли все быть лидерами? И если все устремятся к лидерству, кто будет делать обычную работу: печь хлеб, проверять тетради, вести приём в поликлинике? И считают ли они жизнь того, кто лидером не стал, бессмысленной и никчёмной? Конечно, я не рассчитывал услышать ответы, но мне было важно, чтобы они задумались. Ведь для любого, кто задумается, станет ясно, что все лидерами быть не могут, но, если все будут хотеть только этого, жизнь превратится в бесконечную борьбу с огромным числом аутсайдеров, которые поставив себе ложную цель, прошли мимо того, что у них действительно хорошо получалось. Например, мимо достойной созидательной профессии, которая не только даст им возможность совершать множество небольших, но по-настоящему добрых дел, каждый день, но и сделает их жизнь осмысленной.
В контексте разговора о лидерстве сегодняшний отрывок из книги Деяний апостольских звучит удивительно. На первый взгляд в нём, конечно, ни о каком лидерстве не говорится. Зато в нём мы слышим об Иоанне Предтече, которого многие почитали не только как пророка, но и как мессию, то есть политического лидера, и который всем публично говорил, что никаким мессией не является. Можно себе представить, что стал бы ему говорить автор какого-нибудь популярного подкаста про лидерство: мессианство практически у тебя в кармане, народное почитание есть, знание традиции есть, осталось добавить немного амбиций и можно смело делать карьеру. Выраженное в современных терминах, такое предложение звучит особенно нелепо, но суть его была бы понятна многим: не упускай свой шанс подняться как можно выше. Однако Иоанну всё это не нужно, потому что его цель не забраться повыше, но сделать свою работу максимально хорошо. И если он предтеча, он будет вести людей к настоящему Мессии, которого ожидал так же, как и все его соплеменники.
Эта позиция Иоанна Крестителя может стать примером для подражания не только в духовной сфере, в которой единственным главой действительно был, есть и будет Христос Спаситель. Она показывает, что с христианской точки зрения цель должна заключаться не в том, чтобы всех обойти, но в том, чтобы хорошо сделать свою работу, исполнив своё предназначение. Приведёт тебя Бог в руководители — руководи старательно и ответственно, но не считай свою жизнь бессмысленной, если даже в самой неприметной деятельности тебе удаётся делать добро.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Бесплатное обучение и стажировка в сфере IT для школьников от фонда «Будущие лидеры»

«КОД» — это бесплатный образовательный онлайн-проект для молодых людей из малонаселённых городов России, созданный фондом «Будущие лидеры». Проект даёт возможность ребятам от 14 до 17 лет освоить программирование и дизайн, попасть на стажировку в айти-компании и найти первую работу.
17-летняя Кристина Ломонос, студентка Симферопольского колледжа радиоэлектроники, познакомилась с «КОДом» чуть больше года назад. Она подала заявку на участие в проекте и прошла конкурсный отбор. Благодаря этому в жизни Кристины произошли кардинальные перемены. Девушка успешно окончила первый этап обучения и недавно перешла на второй. За это время Кристина освоила программирование с нуля, и её пригласили на стажировку в Санкт-Петербург. Там талантливую девушку заметили и предложили ей вакансию в одной из крупных айти-компаний. Сейчас Кристина совмещает работу, обучение в колледж и участие в проекте «КОД». Она продолжает развиваться в выбранном направлении и планирует совершенствовать свои навыки. Кристина от всей души желает другим ребятам верить в свои силы и не пасовать перед трудностями.

Сейчас образовательный онлайн-проект «КОД» вновь принимает заявки на обучение от молодых людей. Регистрация участников продлится до 30 сентября. Узнать об этом больше можно на сайте проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Митрополит Антоний Сурожский — богословие и психология». Борис Братусь

У нас в студии был доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, декан факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова Борис Братусь.
Разговор шел о наследии митрополита Антония Сурожского, в частности, о психологических аспектах его богословия, а также о том, как владыка Антоний строил отношения с прихожанами и какие советы давал в различных ситуациях.
Владыка Антоний говорил о ценности настоящего момента — вспоминая угрозу своего ареста, он отмечал, что тогда не было ни прошлого, ни будущего, а только подлинная глубина встречи «здесь и сейчас». Он писал и о том, что жизнь нельзя прожить как черновик, рассчитывая переписать её заново.
Наш гость в беседе подчёркивает: в основе служения психолога не техника и не набор методик — одних их недостаточно. Настоящая работа рождается из личной ответственности перед Богом и человеком, из способности услышать ближнего и быть рядом с ним. Этому владыка Антоний умел учить своим словом и примером.
В финале звучат слова о полноте человеческой жизни, которая открывается как путь и как привал: мгновения, в которых неожиданно открывается истина о человеке и его встрече с Богом.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл.Антония о вере и сомнениях (эфир 08.09.2025).
Вторая беседа с Петром Михайловым была посвящена размышлениям вл.Антония о Церкве и Символе веры (эфир 09.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер