
Анастасия Коваленкова.
Фото из личного профиля на Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
Вот была у нас эпидемия, страшно было, беда кругом.
И каждый вечер засыпала я, горячо молясь о том, чтобы были мы здоровы, чтобы миновала меня и моих близких болезнь. А с чем я просыпалась? С исполненной просьбой. Мы были здоровы!
Но разве светилась на моём лице спокойная радость? Ходила я по земле с улыбкой? Ничего подобного, к сожалению, не было. Я уже дальше бежала, думать забыв о счастье и благодарности Богу. А ведь как хотела!
Но даже спасибо не сказала...
«Так ведь новые задачи теперь, в новом дне — оправдывалась я мысленно, — ты давай, не отлынивай, душа, проси у Бога вот этого теперь».
Вспоминая те дни, почувствовала я: что-то мне это напоминает...
И вдруг поняла — разыгрывается внутри меня «Сказка о рыбаке и рыбке»!
Вот посудите сами: мозг мой — та самая сварливая старуха. А душа — старик, мягкий, покорный. Оно, конечно, верно, что не пошли старуха старика за корытом, так бы и сидели с разбитым. Но она, старуха-то — ничуть не радовалась ни корыту, ни дому. Она всё требовала, да требовала! И сама мрачно жила, и старика замучила, и Рыбку извела своей неблагодарностью да капризами. Рыбку понять можно: сколько та сделала, чтобы порадовать, а всё им неймётся!
Осерчала Рыбка, оно и понятно. Если нет разницы, если всё мало, так пусть и сидят с корытом!
Так вот о чём Пушки писал... И прямо всё про меня...
Мозг мой покоя не знает, он всё гоняет и гоняет душу — это подай, то попроси. И душа, покорный Старик, понуро ходит, ноет Богу «дай, дай».
Сколько же можно Божье терпение испытывать?
Что же делать-то?
Думаю, стоило бы Старику-душе немного охолонуть Старуху-мозг:
— Опомнись, окстись. Давай корыту порадуемся! Давай пойдём, вместе Рыбку поблагодарим! Задумайся, Старуха. Ты же умеешь соображать, Старуха-мозг. Ты сказку вспомни.
Кажется мне, что вот такое воспитание мозга очень пошло бы на пользу. И радости бы мне добавило. И покоя.
Пусть мозг придумывает свои затеи, он на то и нужен. Но и душа, не должна душа быть такой рохлей у него на посылках. Сама-то Старуха-мозг доступа к Рыбке не имеет, заметьте! Так вот пусть Старик-душа, это сознавая, хоть чуточку себя уважает, пусть управляет ситуацией.
Знаете, если мы научимся помнить о наших горячих желаниях и мольбах, если научимся спокойнее идти к новым затеям, успевать радоваться подаркам, и обязательно благодарить за них — тогда мы изменим ту горькую пьесу, что разыгрывается внутри нас.
Так что ты, Настя, сказала я себе, иди-ка посмотри на вечернюю зорьку, постой и порадуйся. Порадуйся тому, что твою просьбу сегодняшнюю услышали и исполнили. Хлеба насущного просила в молитве? Долги с тебя не спрашивать просила? Сбылась твоя молитва в этом дне.
Так вот и иди, смотри на зорьку. И гляди у меня, пока смотришь — ни о каких затеях не думай. Смотри да радуйся. Да спасибо не забудь сказать, слышишь?
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер