
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 90 зач., V, 17 — VI, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
В одном из своих посланий апостол Пётр укоряет собрата по служению — апостола Павла — за то, что в его текстах имеется нечто неудобовразумительное. Речь идёт, конечно же, не о глупости или нехватке смысла. А о том, что апостол Павел, являясь представителем интеллектуальной элиты своего времени, иногда увлекался и забывал о более простых (в смысле образования, а не умственных способностей) своих читателях. Чтение из пятой главы послания к римлянам, которое звучит сегодня утром во время богослужения, и правда, способно поставить в тупик читателя. Давайте послушаем данный текст, а затем его разберём.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Начинается сегодняшнее чтение с упоминания греха прародителей, который апостол Павел называет преступлением. Не в смысле нарушения уголовного кодекса, а в смысле переступления, презрения закона Божия. Адам и Ева посчитали не только возможным пойти против воли Творца, но и возомнили себя способными стать равными Богу. Во всяком случае, такое будущее обещал им дьявол. В результате вместо вознесения на Небесные высоты человек оказался на глубине нравственного падения. И спасти от плена зла людей мог только Бог, но только, став Человеком.
Вот почему понадобилось Рождество Христово. Сын Божий должен был принять наше с вами естество, чтобы привести человечество к миру с Отцом Небесным. Вот почему апостол пишет, что из-за одного человека мы были осуждены, а другим Человеком оправдались. Осуждение и оправдание в данном случае нужно понимать не как юридические категории, а как глубинные свойства природы, жизни как таковой.
В лице Адама и Евы всё человечество осудило себя на погибель. Но не потому, что Бог отказался от людей. А потому что люди изменились внутренне, стали любить грех, забыли о Создателе. Через Богочеловека Христа произошло наше освобождение — мы вольны теперь выбирать между добром и злом, противиться тьме и порокам. Но не сами по себе, а только тогда, когда обращаемся к Богу, просим Его помощи и поддержки.
Вот почему апостол пишет, что когда пришёл закон, умножилось преступление. Через пророка Моисея Бог дал человечеству десять заповедей. С одной стороны, это было поддержкой и помощью людям. Они получили в свои руки точное указание — что хорошо, а что плохо. Но с другой стороны, десять заповедей стали настоящим приговором для человечества. Множество людей, как в прошлом, так и сегодня, нарушают установленный Богом закон. Временами абсолютно свободно и осознанно.
В помощь тем, кто хотел бы жить праведно, но не имеет на то внутренних сил, и подаётся благодать Божия. Христос пришёл в наш мир не для того, чтобы упразднить закон Ветхого Завета. Наоборот, Евангельское учение ещё выше поднимает планку нравственности. Но вместе с тем Господь через таинства оказывает нам Свою поддержку. И в первую очередь необходимо упомянуть таинство крещения — ведь именно через него мы становимся частью Церкви. Не просто как организации, но как духовной общности народа Божия. Это вхождение в Церковь означает, по слову апостола Павла, обещание умереть для греха и жить по заповедям Божиим, смысл которых состоит в служении Господу через служение людям.
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема