Рим., 90 зач., V, 17 — VI, 2.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В одном из своих посланий апостол Пётр укоряет собрата по служению — апостола Павла — за то, что в его текстах имеется нечто неудобовразумительное. Речь идёт, конечно же, не о глупости или нехватке смысла. А о том, что апостол Павел, являясь представителем интеллектуальной элиты своего времени, иногда увлекался и забывал о более простых (в смысле образования, а не умственных способностей) своих читателях. Чтение из пятой главы послания к римлянам, которое звучит сегодня утром во время богослужения, и правда, способно поставить в тупик читателя. Давайте послушаем данный текст, а затем его разберём.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Начинается сегодняшнее чтение с упоминания греха прародителей, который апостол Павел называет преступлением. Не в смысле нарушения уголовного кодекса, а в смысле переступления, презрения закона Божия. Адам и Ева посчитали не только возможным пойти против воли Творца, но и возомнили себя способными стать равными Богу. Во всяком случае, такое будущее обещал им дьявол. В результате вместо вознесения на Небесные высоты человек оказался на глубине нравственного падения. И спасти от плена зла людей мог только Бог, но только, став Человеком.
Вот почему понадобилось Рождество Христово. Сын Божий должен был принять наше с вами естество, чтобы привести человечество к миру с Отцом Небесным. Вот почему апостол пишет, что из-за одного человека мы были осуждены, а другим Человеком оправдались. Осуждение и оправдание в данном случае нужно понимать не как юридические категории, а как глубинные свойства природы, жизни как таковой.
В лице Адама и Евы всё человечество осудило себя на погибель. Но не потому, что Бог отказался от людей. А потому что люди изменились внутренне, стали любить грех, забыли о Создателе. Через Богочеловека Христа произошло наше освобождение — мы вольны теперь выбирать между добром и злом, противиться тьме и порокам. Но не сами по себе, а только тогда, когда обращаемся к Богу, просим Его помощи и поддержки.
Вот почему апостол пишет, что когда пришёл закон, умножилось преступление. Через пророка Моисея Бог дал человечеству десять заповедей. С одной стороны, это было поддержкой и помощью людям. Они получили в свои руки точное указание — что хорошо, а что плохо. Но с другой стороны, десять заповедей стали настоящим приговором для человечества. Множество людей, как в прошлом, так и сегодня, нарушают установленный Богом закон. Временами абсолютно свободно и осознанно.
В помощь тем, кто хотел бы жить праведно, но не имеет на то внутренних сил, и подаётся благодать Божия. Христос пришёл в наш мир не для того, чтобы упразднить закон Ветхого Завета. Наоборот, Евангельское учение ещё выше поднимает планку нравственности. Но вместе с тем Господь через таинства оказывает нам Свою поддержку. И в первую очередь необходимо упомянуть таинство крещения — ведь именно через него мы становимся частью Церкви. Не просто как организации, но как духовной общности народа Божия. Это вхождение в Церковь означает, по слову апостола Павла, обещание умереть для греха и жить по заповедям Божиим, смысл которых состоит в служении Господу через служение людям.
20 сентября. О скромности апостола Павла
В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова, которые он говорит о себе: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
О скромности апостола Павла, — протоиерей Максим Горожанкин.
20 сентября. О подвиге Александра Пересвета и Андрея Осляби
День памяти Преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, живших в XIV веке.
Об их подвиге, — протоиерей Константин Харитонов.
20 сентября. О жизни и трудах Святителя Иоанна Новгородского
Сегодня 20 сентября. День памяти Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского.
О его жизни и трудах, — священник Августин Соколовски.