
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 90 зач., V, 17 — VI, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
В одном из своих посланий апостол Пётр укоряет собрата по служению — апостола Павла — за то, что в его текстах имеется нечто неудобовразумительное. Речь идёт, конечно же, не о глупости или нехватке смысла. А о том, что апостол Павел, являясь представителем интеллектуальной элиты своего времени, иногда увлекался и забывал о более простых (в смысле образования, а не умственных способностей) своих читателях. Чтение из пятой главы послания к римлянам, которое звучит сегодня утром во время богослужения, и правда, способно поставить в тупик читателя. Давайте послушаем данный текст, а затем его разберём.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Начинается сегодняшнее чтение с упоминания греха прародителей, который апостол Павел называет преступлением. Не в смысле нарушения уголовного кодекса, а в смысле переступления, презрения закона Божия. Адам и Ева посчитали не только возможным пойти против воли Творца, но и возомнили себя способными стать равными Богу. Во всяком случае, такое будущее обещал им дьявол. В результате вместо вознесения на Небесные высоты человек оказался на глубине нравственного падения. И спасти от плена зла людей мог только Бог, но только, став Человеком.
Вот почему понадобилось Рождество Христово. Сын Божий должен был принять наше с вами естество, чтобы привести человечество к миру с Отцом Небесным. Вот почему апостол пишет, что из-за одного человека мы были осуждены, а другим Человеком оправдались. Осуждение и оправдание в данном случае нужно понимать не как юридические категории, а как глубинные свойства природы, жизни как таковой.
В лице Адама и Евы всё человечество осудило себя на погибель. Но не потому, что Бог отказался от людей. А потому что люди изменились внутренне, стали любить грех, забыли о Создателе. Через Богочеловека Христа произошло наше освобождение — мы вольны теперь выбирать между добром и злом, противиться тьме и порокам. Но не сами по себе, а только тогда, когда обращаемся к Богу, просим Его помощи и поддержки.
Вот почему апостол пишет, что когда пришёл закон, умножилось преступление. Через пророка Моисея Бог дал человечеству десять заповедей. С одной стороны, это было поддержкой и помощью людям. Они получили в свои руки точное указание — что хорошо, а что плохо. Но с другой стороны, десять заповедей стали настоящим приговором для человечества. Множество людей, как в прошлом, так и сегодня, нарушают установленный Богом закон. Временами абсолютно свободно и осознанно.
В помощь тем, кто хотел бы жить праведно, но не имеет на то внутренних сил, и подаётся благодать Божия. Христос пришёл в наш мир не для того, чтобы упразднить закон Ветхого Завета. Наоборот, Евангельское учение ещё выше поднимает планку нравственности. Но вместе с тем Господь через таинства оказывает нам Свою поддержку. И в первую очередь необходимо упомянуть таинство крещения — ведь именно через него мы становимся частью Церкви. Не просто как организации, но как духовной общности народа Божия. Это вхождение в Церковь означает, по слову апостола Павла, обещание умереть для греха и жить по заповедям Божиим, смысл которых состоит в служении Господу через служение людям.
«Таинства Покаяния и Соборования». Протоиерей Федор Бородин
Гостем программы «Светлый вечер» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о таинствах Покаяния и Соборования, как появились эти таинства и в чем их смысл. О том, как в таинстве Покаяния (Исповеди) господь очищает человека от исповедуемых грехов, почему при этом, как свидетель, присутствует священник, и что такое истинное покаяние. Почему таинство Соборования (Елеоосвящения) совершается над болящими, как оно может помочь и что дает человеку.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти бесед о значении и истории появления семи таинств Церкви.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена таинству Евхаристии (эфир 08.12.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь в Церкви». Митрополит Николай (Пачуашвили)
У нас в гостях был митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай (Пачуашвили), заместитель председателя отдела миссии и евангелизации Грузинской Православной Церкви.
Наш гость рассказал о своем пути к вере и церковному служению, а также об удивительных людях, которые повлияли на его жизнь и отношение к Православию.
Владыка вспоминал свои детские размышления о смерти и вечности и как это помогло ему задуматься о существовании Бога. Рассказал, как начинался его путь в Церкви, о первых попытках держать пост, о том, как в юности попал на Пасхальную Патриаршую службу в Елоховском соборе, о первой исповеди и о том, как пришло понимание необходимости участия в Литургии.
Кроме того, разговор касался искусства. Владыка говорил о евангельских притчах, как первом христианском художественном языке, рассуждал о кино как способе говорить с человеком о главном, размышлял о разных смысловых уровнях художественного произведения.
Также гость поделился воспоминаниями о старце Гаврииле Ургебадзе, рассказал о влиянии книг иеромонаха Серафима (Роуза) и о брате Иосифе — хранителе Иверской Монреальской иконы Богородицы.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Благотворительный фестиваль "Звезда Рождества" 2025-2026». Леонид Лундстрем, Юлия Данилова
Еженедельно гостями программы «Делатели» становятся люди, для которых помощь ближним, благотворительность, социальное служение стали неотъемлемой, важной частью жизни. Люди, способные вдохновлять своим примером. В этот раз у нас в студии были главный редактор портала «Милосердие.ру», организатор фестиваля «Звезда Рождества» Юлия Данилова и педагог, скрипач Леонид Лундстрем.
Разговор шел о том, как расширяется благотворительный фестиваль, о том, как, благодаря этому фестивалю, можно интересно и с пользой провести праздничные Рождественские дни, о музыке духовной и светской и о том, как композиторы в своих произведениях поднимали духовные темы.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели











