
Деян., 24 зач., X, 1-16.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Что первично: вера или дела веры? Простого и односложного ответа на этот вопрос не существует, и нам не дано знать, какими путями приходит к человеку вера в Бога, но мы знаем, что между верой и делами веры существует неразрывная связь, которую нельзя назвать линейной, Священное Писание говорит об этой связи через различные примеры. Один из таких примеров мы находим в 10-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой звучит сегодня в храмах во время божественной литургии.
Глава 10.
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Из рассказа книги Деяний можно сделать вывод о том, кем именно был Корнилий: он был римским военным, который нёс свою службу на территории современного Израиля. Сам по себе факт того, что Корнилий был римским военнослужащим равняет его с прочими римскими легионерами, которым на страницах Нового Завета отведена весьма незавидная роль: руками этих людей Господь Иисус Христос был сначала подвергнут бичеваниям и издевательствам, а потом эти же люди Его распяли. Римские легионеры были тем инструментом, которым воспользовались иудейские старейшины для убийства Христа. Кажется, что эти люди — последние, от кого можно было бы ждать чего-то доброго, но оказывается, что не всё так просто: Корнилий, как о том свидетельствует книга Деяний, был человеком благочестивым и чтущим Бога, что выражалось в его милосердии и молитве.
У нас нет достаточной информации, чтобы понять, каким образом Корнилий пришёл к вере в Бога, возможно, сказалось его служба среди израильтян, которые, несмотря на все свои особенности, были хранителями веры в Единого Истинного Бога. Впрочем, не так важен путь к вере, как её проявления, ведь именно проявление веры вовне свидетельствует о том, что вера живёт и действует в человеке, по этой причине апостол Иаков и написал в своём Послании, что «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). У Корнилия были всем известные дела веры, а потому-то он и удостоился ангельского посещения, благодаря которому он понял, какие ему необходимо предпринять шаги для того, чтобы его вера стала совершенной и спасительной. Корнилий, как о том сказал один из древних толкователей, «верой пришёл к делам, а делами был укреплён в вере».
Эта формулировка прекрасна тем, что она даёт ответ на один из довольно часто встречающихся вопросов духовной жизни: как поступать, если в самом себе ощущается оскудение веры? Ответ мы получаем из истории Корнилия: если его вера получила укрепление через дела, то и вера любого другого человека обретает новую силу тем же самым путём — делами веры, то есть надо поступать так, как мы поступали бы в том случае, если бы не чувствовали оскудение веры. При таком подходе со временем происходит нечто подобное тому, что произошло с Корнилием, — Бог Сам, видя выраженное в делах искреннее стремление человека, восполняет недостаток веры и, более того, придаёт вере новую силу и крепость.
У Арсения отсутствует иммунитет, его жизнь зависит от лекарств

15-летний Арсений Комарчук много лет увлекается единоборствами. Парень не представляет свою жизнь без спорта. Постоянные тренировки помогают ему укреплять организм, учат самообладанию и выносливости. Эти качества и хорошая физическая подготовка очень выручают Сеню в повседневной жизни, помогают бороться с трудностями.
У молодого человека отсутствует иммунитет. Его здоровье зависит от определённых лекарств и дисциплины. Он постоянно наблюдается у врачей, проходит обследования и разные процедуры. Только регулярное лечение позволяет Арсению оставаться полным сил и энергии, учиться и продолжать спортивные тренировки. Но если он не получает необходимые лекарства вовремя, то начинает сильно болеть, ведь его иммунитет не работает.
Какие-то препараты в родном Воронеже Арсению выдают бесплатно, а какие-то можно купить только за свой счёт. Однако сейчас у семьи подростка нет возможности оплатить новый курс лекарственной терапии. На помощь им пришёл благотворительный фонд «ДоброСвет». Больше 10 лет он заботится о тяжелобольных детях — покупает лекарства, медицинскую технику, оплачивает лечение и не только. И сейчас фонд собирает средства на дорогостоящий препарат для Арсения Комарчука. Прочитать полную историю молодого человека и поддержать его можно на сайте фонда «ДоброСвет».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Невидимая брань». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о книге преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань». О том какие удивительные советы духовной жизни содержит эта книга и как она перерабатывалась святителем Феофаном Затворником при переводе на русский язык.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных книгам, к которым полезно обратиться в период Великого поста.
Первая беседа с архимандритом Симеоном (Томачинским) была посвящена книге блаженного Августина «Исповедь».
Вторая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена книге архимандрита Эмилиана (Вафидиса) «Толкование на подвижнические слова Аввы Исаии».
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена книге философа, богослова Павла Евдокимова «Этапы духовной жизни».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Сергей Заборов

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Сергей Заборов — управляющий партнер консалтинговой компании «Триада». В беседе он рассказал о профессиональном пути, принципах работы и о том, как вера изменила его взгляды. Он считает, что в бизнесе важны кооперация, преемственность и развитие.
В своей работе он стремится принимать только те решения, за которые не будет стыдно, — это помогает ему оставаться честным и сохранять внутреннюю целостность.
Тема веры и её влияния на жизнь стала ключевой в разговоре. С детства Сергей знал церковные традиции, но к осмысленной духовной жизни пришёл спустя годы. Он рассказал, как этот шаг изменил его приоритеты: работа перестала занимать всё пространство, а в жизни появились паломничества, участие в приходской жизни и благотворительность.
В «Триаде» он инициировал проекты, направленные на поддержку образовательных и социальных учреждений, а также на восстановление культурного наследия.
Отдельно поговорили о балансе между карьерой и семьёй. Сергей — многодетный отец, и он признаётся, что в работе легко потерять ощущение времени. «Нужно заранее выделять островки для семьи, планировать праздники и ценить возможность быть рядом с близкими», — делится он.
Этот выпуск «Светлого вечера» ещё раз напомнил, что вера — это не только убеждение, но и действие. Слова апостола Иакова «вера без дел мертва» проходят через весь разговор, делая его особенно близким ценностям программы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело