Человек, посвятивший всю свою жизнь служению Отчизне, Василий Николаевич Кочетков, пройдя в своей жизни ряд лишений и невзгод, совершил много военных подвигов. Он побывал и в Париже, и в Хиве, исколесил всю Россию с Кавказом и Польшей, пролил свою кровь в Турции, Венгрии и славянских землях.
Василий Николаевич родился в 1785 году в селе Спасское Симбирской губернии. Военная служба началась для Василия Кочеткова в 1811 году: его определили в лейб-гвардию гренадерского полка. В 1812 в Россию вторглась наполеоновская армия. 7 сентября Василий Николаевич был в самой гуще Бородинской битвы. В отставку Кочетков вышел в 1849 году, в звании прапорщика, когда ему было уже за шестьдесят. Но и после этого он продолжал участвовать в сражениях.
В каком возрасте был Василий Кочетков, когда окончательно ушел на покой?

В 1877 году началась Русско-Турецкая война. Со всех концов России добровольцы отправлялись на фронт, чтобы отстоять Отечество. В Симбирске к дверям призывного пункта тянулась длинная очередь. Мужчины ждали, тихонько переговаривались. Многим из них воевать было не впервой. Тут же, в очереди, стоял старик. Высокий, с длинной, окладистой седой бородой. Если бы не она и не глубокие морщины на лице, его легко можно было бы принять за бравого молодца. Мужчины с удивлением переглядывались: неужто дед на войну собрался? Они не ошиблись — старик действительно пришёл, чтобы записаться добровольцем. Звали его Василий Кочетков. Незадолго до начала войны Василию Николаевичу исполнилось 92 года.
«На закате дней это был еще бравый старик. Сколько перенес этот человек в своей жизни лишений и невзгод, как много он совершил военных походов. Побывал и в Париже, и в Хиве, исколесил всю Россию с Кавказом и Польшей, пролил свою кровь в Турции, Венгрии и славянских землях», — писала в 1892 году о Кочеткове петербургская газета «Правительственный вестник». В общей сложности в строю Василий Николаевич провёл больше 80-ти лет своей жизни. На его счету десять военных кампаний, сотни сражений, несколько серьёзных ранений и множество наград. Служить своему Отечеству, защищать его от врагов — иной доли Василий Кочетков для себя не мыслил.
Он родился в 1785 году в селе Спасское Симбирской губернии. Отец Василия был солдатом. Как сын служивого человека, Кочетков с детства числился приписанным к волостному военному ведомству. Отец, приезжая на редкие и короткие побывки, рассказывал Василию о солдатских буднях. Неудивительно, что любимым детским развлечением Васи была игра «в солдаты». Мальчик собирал окрестную детвору, и импровизированный отряд во главе с Василием строем маршировал по селу.
Настоящая военная служба началась для Кочеткова в 1811 году. Василия определили в лейб-гвардии гренадерский полк. А в 1812-м в Россию вторглась наполеоновская армия. 7 сентября Василий Николаевич был в самой гуще Бородинского сражения. Лейб-гренадеры обороняли левый фланг — Утицкий курган, чтобы не дать неприятелю проникнуть в тыл русской армии. Сражение было тяжёлым. В редкие минуты затишья Василий молился и спрашивал у Бога, не здесь ли, при Бородине, суждено ему сложить свою голову? Господь сохранил его — Кочетков вышел живым из битвы, которая унесла множество его товарищей. А через два года вместе с русской армией триумфально вошёл в Париж.
В своей жизни Василий Николаевич не раз бывал буквально на волосок от смерти. В 1844-м, во время военной кампании на Северном Кавказе, Кочетков попал в плен. Он участвовал в операции по взятию имама Шамиля, предводителя горцев-партизан, при ауле Дарго. Русские войска тогда оказались в осаде и были вынуждены отступать. Василий был ранен — перебило коленный сустав. Он не мог идти, поэтому попал в руки врага. Но через девять месяцев, как только немного зажила нога, бежал из плена. Ногу пришлось ампутировать, но Василий Николаевич быстро свыкся с деревянным протезом и службы не оставил.
В отставку Кочетков вышел в 1849-м, в звании прапорщика. Ему было уже за шестьдесят. С трудом Василий Николаевич высидел дома четыре года. А в 53-м, когда началась Крымская война, он снова встал в строй и отважно сражался на передовой. В Севастополе Кочетков оборонял один из бастионов. Рядом разорвалась бомба, его контузило. Но это не сломило боевого духа старого солдата. «Ещё повоюем», — прищурив глаза, говорил он товарищам.
Окончательно на покой Кочетков ушёл только в 1892 году, успев повоевать на Балканах в ходе Русско-Турецкой войны. Отставному солдату исполнилось 107 лет. Но даже тогда он не захотел сидеть без дела. С высочайшего императорского дозволения Василий Николаевич был назначен в охрану при Зимнем дворце. Он стоял у ворот — подтянутый, по-солдатски статный, на мундире едва умещались 23 Георгиевских креста и множество медалей. И проходящие мимо люди невольно склоняли головы в почтении перед человеком, который посвятил свою жизнь служению Отчизне.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема