
Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
5 июня. Об обетованиях Господа

В 16-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам».
Об обетованиях Господа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Если Бог что-то обещает, то Он обязательно исполнит, кроме тех случаев, когда Его слова побуждают к изменению нравственного состояния людей, используются как педагогический приём.
Например, пророк Иона объявил ниневитянам: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Это были слова Господа, которые передал грешникам Божий пророк. Однако покаяние жителей Ниневии изменило гнев Божий на милость.
Здесь же, во время беседы Христа с учениками, Спаситель двойным повторением слова «истинно» усиливает обещание, придавая ему абсолютное значение.
Почему Господь готов исполнить любую просьбу Своих учеников? По двум причинам. Во-первых, эта просьба будет во имя Отца, то есть она не будет носить праздный характер, а направлена на проявление Божьей заботы о людях. Просьбы учеников будут полностью согласны с волей Божественной, отображением небесной любви. Во-вторых, просьбы апостолов будут исходить от чистого сердца. Ведь мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
Поэтому Христос готов выполнить и наши любые просьбы, лишь бы они касались спасения души и исходили от чистого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июня. О почитании преподобного Давида Гареджийского

Сегодня 5 июня. День памяти преподобного Давида Гареджийского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Великие просветители грузинской земли, 13 сирийских отцов, возглавлялись преподобным Иоанном Зедазнийским.
Однако на Руси более всего известен один из его учеников, причём не самый значимый в плане церковного сана, потому что были ученики Иоанна Зедазнийского и епископы. Но тем не менее, можно сказать, главный чудотворец — преподобный Давид Гареджийский.
Человек, который жил рядом с людьми, проповедовал, старался их наставить, и только потом, когда понял, что ожесточение сердца человеческого достигает некоторых крайностей, что невозможно проповедь вести, удаляется в самую дальнюю из всех 13 ассирийских отцов пустыню. И там в не меньшей степени помогает людям.
Мы смотрим, про преподобного Давида ходит такая зачастую очень страшная легенда, что вот он якобы женщину, которая ложное обвинение возвела, что он помолился, и у неё вместо ребенка камень родился. Тут, конечно, в день его памяти надо развеять такую настоящую клевету. Тут некоторая путаница случилась. Мы знаем, что преподобный Давид ходил в Святую Землю и унёс с собой не три, а по ограничению божественному лишь один камень, но который хранил благодать всей Святой Земли.
Поэтому тоже в народном сознании один элемент жития преподобного смешался с другим, с историей о вразумлении женщины-клеветницы, и получился уже некоторый такой языческий вывод. Поэтому точно так же, дорогие друзья, помолимся преподобному Давиду не только, чтобы он помог своим чудотворным заступничеством перед Богом, но и чтобы мы, читая «Жития святых», могли отделить какое-то человеческое, наносное, легендарное от того, что действительно нас приблизит к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 мая. О творчестве Петра Клодта

Сегодня 5 июня. В этот день в 1805 году родился скульптор Пётр Клодт.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Пётр Карлович Клодт. Замечательный российский скульптор немецкого и итальянского происхождения, русский человек по духу.
Получив военное образование, несомненное призвание нашёл в рисунке, в художестве, и предметом его внимания были лошади. Поступив в Академию художеств, стал любимцем государя Николая Павловича I, который и начал делать ему заказы, и вплоть до своей кончины отличал Петра Карловича, мало-помалу возведя его в достоинство одного из первых скульпторов России.
Главным памятником творчества Петра Карловича являются фигуры спешившихся наездников, которые держат под уздцы лошадей у Аничкова моста. Вглядываясь в эти шедевры, вы понимаете, какого искусства достиг художник, соединил в своём творчестве два призвания — собственно, скульптора и литейщика.
Впрочем, не только лошади были предметом его внимания. Мраморный дворец, храм Христа Спасителя в Москве, фигура князя Владимира в Киеве — это действительно плоды классического образца, свидетельствующие о высоком уровне художественного мышления.
И сегодня, посещая Санкт-Петербург, знакомясь с шедевральными работами этого скульптора, мы чувствуем потребность и познавать, и творить самим, не в отрыве от тысячелетнего развития России под знаком веры, православия и христианских ценностей.
Все выпуски программы Актуальная тема