
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 303 зач., I, 1-12.
Глава 1.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Британский писатель Джеймз Хедли Чейз в своё время стал настоящим олицетворением литературного приёма под названием — «хук». В переводе с английского «хук» означает «крюк». Цель его применения вполне очевидна — подцепить, захватить внимание читателей. Чейз, например, игнорировал вступления и введения, сразу помещая читателя в кипящую завязку сюжета.
Вслед за Чейзом «хук» стали активно использовать иные писатели, а также маркетологи и создатели рекламных текстов. Мотивация последних также очень понятна — необходимо максимально быстро захватить внимание возможных покупателей. К чему это я? А к тому, что вещи, которые кажутся нам современными, новомодными, на самом деле, были придуманы давно до нас. Достаточно, например, открыть трактат Аристотеля под названием «Поэтика». Там вы обнаружите фактически весь арсенал приёмов и ходов, которые до сих пор активно используются в литературе и искусстве в целом.
Но не только на языческих авторах древности стоит учиться. Прекрасную школу риторического мастерства способна дать человеку Библия. Взять хотя бы сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Евреям — то есть христианам еврейского происхождения, на момент написания послания жившим преимущественно в Палестине. Мы слышали самое начало текста апостола Павла и можем только восхититься тому, как быстро захватывает святой внимание и своих современников, и нас — людей, живущих в двадцать первом столетии.
Апостол держит читателей в постоянном и здоровом напряжении. Он риторически играет на противопоставлении Ветхого Завета Евангельскому учению Христа, которое, с одной стороны, продолжает традицию пророка Моисея, а с другой — полностью её переосмысливает, делает принципиально новой. И ключевым отличием служит не появление каких-то новых традиций, а сама личность Богочеловека — Сына Божьего Иисуса из Назарета.
Павел сразу говорит о том, что Христос есть обещанный Господом через пророков Ветхого Завета Мессия, то есть Спаситель. Благодаря Ему человечество получило принципиально новое знание о Боге. Что Бог есть Троица: Отец, Сын и Дух Святой. Это не просто какое-то теоретическое утверждение. Учение о Троице говорит нам, прежде всего, о торжестве и совершенстве любви. Ведь если любит один и любит только себя, то это эгоизм. Если двое замыкаются на любви друг ко другу, то таким отношениям тоже далеко до совершенства. И только начиная с трёх — Троицы — мы можем говорить о проявлении идеального.
Апостол сравнивает Иисуса Христа с ангелами — могущественными духами, сила которых была прекрасно известна евреям. Ведь на протяжении истории ангелы помогали избранному народу в самых разных бедствиях, возвещали ветхозаветным святым волю Божию. При всей своей силе, духи-посланники Божии были только передатчиками, переносчиками небесного знания. Иисус Христос же не посредник, но Сам является источником Божественного учения, поскольку равен во всём двум другим лицам Святой Троицы.
Учение Господа Иисуса не вариация на более древние философские или религиозные концепции. Это Откровение Божие о том, как человек должен жить, чтобы сделаться частью Царства Небесного — совершенной реальности Божией. Евангелие, возвещённое Христом почти две тысячи лет назад, не теряет своей актуальности. И залог этой, так сказать, «востребованности» состоит не в удачливом применении хуков или иных литературных приёмов. А в том, что источником Евангелия является Сын Божий, Который, по слову апостола Павла, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте Небесной, чтобы и верующих в Него возвести туда же.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.