Евр., 303 зач., I, 1-12.
Глава 1.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Британский писатель Джеймз Хедли Чейз в своё время стал настоящим олицетворением литературного приёма под названием — «хук». В переводе с английского «хук» означает «крюк». Цель его применения вполне очевидна — подцепить, захватить внимание читателей. Чейз, например, игнорировал вступления и введения, сразу помещая читателя в кипящую завязку сюжета.
Вслед за Чейзом «хук» стали активно использовать иные писатели, а также маркетологи и создатели рекламных текстов. Мотивация последних также очень понятна — необходимо максимально быстро захватить внимание возможных покупателей. К чему это я? А к тому, что вещи, которые кажутся нам современными, новомодными, на самом деле, были придуманы давно до нас. Достаточно, например, открыть трактат Аристотеля под названием «Поэтика». Там вы обнаружите фактически весь арсенал приёмов и ходов, которые до сих пор активно используются в литературе и искусстве в целом.
Но не только на языческих авторах древности стоит учиться. Прекрасную школу риторического мастерства способна дать человеку Библия. Взять хотя бы сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Евреям — то есть христианам еврейского происхождения, на момент написания послания жившим преимущественно в Палестине. Мы слышали самое начало текста апостола Павла и можем только восхититься тому, как быстро захватывает святой внимание и своих современников, и нас — людей, живущих в двадцать первом столетии.
Апостол держит читателей в постоянном и здоровом напряжении. Он риторически играет на противопоставлении Ветхого Завета Евангельскому учению Христа, которое, с одной стороны, продолжает традицию пророка Моисея, а с другой — полностью её переосмысливает, делает принципиально новой. И ключевым отличием служит не появление каких-то новых традиций, а сама личность Богочеловека — Сына Божьего Иисуса из Назарета.
Павел сразу говорит о том, что Христос есть обещанный Господом через пророков Ветхого Завета Мессия, то есть Спаситель. Благодаря Ему человечество получило принципиально новое знание о Боге. Что Бог есть Троица: Отец, Сын и Дух Святой. Это не просто какое-то теоретическое утверждение. Учение о Троице говорит нам, прежде всего, о торжестве и совершенстве любви. Ведь если любит один и любит только себя, то это эгоизм. Если двое замыкаются на любви друг ко другу, то таким отношениям тоже далеко до совершенства. И только начиная с трёх — Троицы — мы можем говорить о проявлении идеального.
Апостол сравнивает Иисуса Христа с ангелами — могущественными духами, сила которых была прекрасно известна евреям. Ведь на протяжении истории ангелы помогали избранному народу в самых разных бедствиях, возвещали ветхозаветным святым волю Божию. При всей своей силе, духи-посланники Божии были только передатчиками, переносчиками небесного знания. Иисус Христос же не посредник, но Сам является источником Божественного учения, поскольку равен во всём двум другим лицам Святой Троицы.
Учение Господа Иисуса не вариация на более древние философские или религиозные концепции. Это Откровение Божие о том, как человек должен жить, чтобы сделаться частью Царства Небесного — совершенной реальности Божией. Евангелие, возвещённое Христом почти две тысячи лет назад, не теряет своей актуальности. И залог этой, так сказать, «востребованности» состоит не в удачливом применении хуков или иных литературных приёмов. А в том, что источником Евангелия является Сын Божий, Который, по слову апостола Павла, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте Небесной, чтобы и верующих в Него возвести туда же.
Как смайлики в письменной речи воздействуют на собеседника
С повседневным использованием интернета и соцсетей письменное общение постоянно видоизменяется. Игнорируются знаки препинания, предложения отправляются по частям, а не целиком, часто используются сокращения. И одним из важных инструментов интернет общения стали эмодзи, или смайлики.
Многие из нас не представляют себе переписку без этих эмоциональных помощников. Давайте же обсудим, насколько настроение беседы зависит от пиктограмм, то есть картинок-символов.
Предлагаю эксперимент. Представьте, что собеседник пишет вам такое сообщение: «Привет, ты можешь сегодня приехать ровно к восьми часам?» А теперь мысленно подставьте к этому нейтральному сообщению несколько эмодзи по очереди. Сначала смайлик с улыбкой, затем смайлик со сложенными просящими ладонями, а после — недовольный. Скажите, менялось ли ваше настроение от чтения сообщения с разными пиктограммами? Думаю, что большинство из вас скажет, что от смайлика зависит отношение как к сообщению, так и к его автору.
Я знаю людей, которые эмоционально реагируют на грустный смайлик и испытывают психологический дискомфорт. Они даже считают употребление таких эмодзи недопустимым в общении, поскольку это оказывает ментальное давление.
В общем можно сказать, что смайлики — это не просто знаки, а современный универсальный инструмент общения, и использовать его нужно аккуратно. Например, старайтесь не использовать слишком эмоциональные пиктограммы с малознакомыми людьми.
А также стоит подумать и о количестве эмодзи в вашей переписке. Переизбыток смайликов может досаждать собеседнику и отвлекать от смысла сообщения.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как язык воздействует на память. Что мы запоминаем и почему
От строения фразы зависит, что и как мы запоминаем. Это в ходе исследования предположили ученые-антропологи и лингвисты. Есть языки, такие, как английский, в которых основная часть стоит в начале, а потом идет сопутствующая информация. И тогда лучше запоминаются первые слова фразы.
А в других языковых системах основная информация вынесена в конец фразы. И носители данных языков, например, японцы, более эффективно запомнят то, что стоит в конце предложения.
О чем это говорит? О том, что наша память работает, исходя из особенностей языка. Мы запоминаем что-то лучше, а что-то хуже не всегда по собственному желанию, а из-за строения речи.
Но есть и универсальные свойства памяти. Лучше запоминается то, что мы видим. Поэтому нас с детства призывают читать книги, поскольку так наш мозг усваивает грамотное строение слов и предложений. Впоследствии, при написании текстов, у нас срабатывает языковая память. Изображения же помогают запомнить общую информацию, сюжет, контекст, поэтому детям и взрослым так нравится смотреть кино и видео.
И еще немного о памяти. В ходе многих научных экспериментов доказано, что лучше всего запоминаешь, когда проговариваешь усвоенные знания вслух. Если вы хотите уложить в память информацию, начните ею делиться с близкими: например, расскажите ребёнку о том, что вы узнали. Так он расширит свой кругозор, а вы потренируете память.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Коммуникация с собой: полезна ли самокритика?
Приятно поговорить с умным человеком, особенно когда этот человек— ты сам. А если серьезно, то все мы много раз слышали словосочетание «внутренний монолог». А ведь есть еще и внутренний диалог. Ученые утверждают, что мы постоянно ведем разговор с самим собой. Отмечаем, что с нами происходит, перерабатываем опыт.
А также занимаемся самокритикой. И здесь очень важно, какие слова мы говорим себе, как относимся к собственным ошибкам или, наоборот, достижениям.
Многие из нас слишком эмоционально сокрушаются о недочетах. «Ах, я растяпа, ах, я неуч» и так далее. Часто мы раним себя грубым словом вместо того, чтобы спокойно проанализировать проблему и найти решение.
Внутренний, как и внешний, диалог нужно вести уважительно: наша задача не унизить себя, а постараться увидеть пути исправления недостатков.
Например, вы можете сказать себе: «Да, я допустил ошибку, но я ее исправлю». Или: «Не всё потеряно, я еще успею сделать всё как надо».
Иногда конструктивному внутреннему диалогу помогает такой метод: вы составляете два списка — в один включаете дела, которые требуют повышенного внимания, а в другой — те, что у вас хорошо получились. Назовите его, например, «Удачные проекты». Постепенно исправляя недочёты, вы перенесёте все ваши дела в один список свершений. И тогда вы наглядно увидите, что самокритика принесла хорошие плоды.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова