
Деян., 1 зач., I, 1-12.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Для лучшего понимания земного пути и миссии Иисуса Христа необходимо знать некоторые особенности общественной жизни древнего Израиля. Ко времени Рождества Христова Палестина и прежде всего Еврейское царство оказалось захваченным Римской империей. Владычество Рима угнетало израильтян не столько с политической точки зрения, сколько — с религиозной. Евреи откровенно презирали римлян, так как те были язычниками и поклонялись многим богам.
Свою веру израильтяне считали единственно верной. Тому имелись не только духовные доказательства. На протяжении столетий Бог защищал евреев, помог им завоевать Землю Обетованную и удерживать господство над ней. Но ко времени пришествия в мир Спасителя произошло событие, с точки зрения древних израильтян, немыслимое. Господь допустил, чтобы Палестина была захвачена иноземцами, язычниками — теми, с кем Израиль всю свою ветхозаветную историю непримиримо сражался.
Военное превосходство Рима было настолько очевидным, что у многих евреев того времени сложилось убеждение — победить империю, освободиться от её власти Израиль сможет только под предводительством обещанного Богом Мессии. Поэтому во Христе большая часть Его соплеменников видела не Спасителя духовного, а политического освободителя Еврейского царства. Такового мнения до какого-то времени придерживались и апостолы, ближайшие ученики Христа. Подтверждение мы находим, например, в библейской книге «Деяния святых апостолов», отрывок из которой читается сегодня во время утреннего богослужения.
В этом отрывке содержится описание события Вознесения Иисуса Христа на Небо. Земная миссия Спасителя была окончена. После Своего чудесного воскресения из мёртвых Он ещё сорок дней пребывал на земле, являлся Своим ученикам, апостолам, и говорил им о принципах евангельского учения.
Но вот парадокс. Слушая Христа, радуясь Его победе над смертью, апостолы продолжали в глубине сердца верить — ещё чуть-чуть и всемогущий Спаситель поведёт их и весь еврейский народ против римлян, освободит Палестину и учредит здесь Своё царство. Эта вера не оставляла апостолов до самого момента Вознесения. Уже находясь на вершине Елеонской горы, с которой Христос вознёсся, они спросили его: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Ответ Христа удивляет одновременно мудростью и простотой. Он понимает — словами разубедить апостолов не получится, они не поверят, что Царство Божие — это не земное государство, а явление духовное. Потому Спаситель призывает учеников дождаться сошествия Святого Духа, Который просветит их сердца и даст им глубинное понимание миссии Христовой — созидать царство мира и благодати в сердцах людей.
Почему сегодняшнее чтение важно для современного человека? Потому что люди на протяжении истории наступают на одни и те же грабли. И при мысли или разговоре о том, какие трудности нас окружают, отчего нам живётся не так хорошо (как хотелось бы), мы вместо взгляда внутрь себя, начинаем крутить головой в поисках внешнего виноватого. Ветхозаветный Израиль потому оказался в руках римлян, что цари его забыли о Боге, выдавали свои амбиции за волю Божию, заботились не об исполнении заповедей Господних, а следовали за властолюбием и сладострастием. А рядовые жители Израильского царства полагали, что, если они исполняют все предписания и обряды, то гарантировано защищены Богом от любых бедствий. А это было неправдой! И Христос, отказавшись от власти земной, подарив нам благодать Духа Святого, показал — любые изменения (и плохие, и хорошие) начинаются с самого человека. Поэтому если хотим мы чувствовать радость и жить в гармонии с Богом и друг с другом, начинать нужно с себя. Чтобы не утратить благодати Божией, единственно способной удерживать наш мир от разрушения. От чего да убережет нас Господь милостивый!
Всех с праздником Вознесения Господня!
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Великая Пятница, христиане всего мира вспоминают в этот день Распятие Господа нашего Иисуса Христа. С того дня, когда Спаситель мира был приговорён к позорной казни, прошло без малого две тысячи лет, но человеческий ум по-прежнему не может до конца вместить случившееся: как может быть убит Воплощённый Бог? Да, безусловно, у нас есть поистине гигантское количество литературы, которая пытается осмыслить случившееся на Голгофе, однако в полноте выразить словами сделанное для нас и за нас Христом невозможно. Сегодня во время богослужения Великой Пятницы звучит отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке апостол Павел написал о Смерти нашего Спасителя, и апостольские слова стоит всегда держать в памяти. Давайте их послушаем.
Глава 5.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
Литература, которая пытается осмыслить Смерть Христа на Кресте, делает акцент не только на самом Распятии, но и на том, почему оно случилось, и, размышляя о причинах Распятия, многие светские исследователи упираются в конфликт между религиозной знатью Израиля и Христом. Описанию этого конфликта, его причин и развитию посвящены целые библиотеки. Если же мы обратим внимание на апостольские послания, то обнаружим в них совсем иной подход: апостолам совершенно неинтересны те причины Распятия, которые может перечислить историческая наука, апостолам интересно другое — чем Смерть Христа была по своей сути? И в чем её первопричина?
Только что нами услышанный отрывок Послания к Римлянам даёт ответ на оба этих вопроса.
С точки зрения апостола Павла, Христос умер для того, чтобы спасти человечество от гнева Божия. Павел построил свои умозаключения на противопоставлении вражды и мира. Человечество до Христа находилось в состоянии вражды с Богом, и проявлялась эта вражда в неблагодарном пренебрежении Богом со стороны людей: люди попросту не могли поступать как-то иначе, ведь наша природа искажена грехопадением прародителей, и книга Бытия свидетельствует, что первые люди, согрешив, отнюдь не спешили осознать свой грех, напротив, они начали дерзко оправдывать себя пред Богом, и тем самым лишь ухудшили своё положение. Дальнейшая история человечества шла по этому же пути: люди умудрялись любое Божие благодеяния обращать себе во вред, усиливая вражду между собой и Богом. Конечно, ветхозаветное человечество знало и праведников, однако праведники не могли изменить общей картины, ведь грех стал доминантой человеческой жизни.
Смерть Христова всё изменила: Христос, умерев, примирил нас с Богом, Он, будучи Богом и Человеком, восприняв на Себя наше естество, пройдя весь путь человеческой жизни и ни в чём не согрешив, воссоздал разрушенное Адамом, — Он исцелил наше естество и изменил человеческие взаимоотношения с Богом. Конечно, в полной мере осознать слова апостола Павла довольно непросто, мысль об оправдании Христовой Кровью, пожалуй, одна из самых сложных во всём новозаветном богословии, и вместе с этим интуитивно её можно понять: всякий грех требует наказания, и это не какая-то прихоть Бога, это закон жизни, и мы прекрасно знакомы с этим законом, и поистине страшно представить, во что превратится наш мир, если в нём не будет наказаний за преступления. Христос взял на Себя все наши грехи, все наши нравственные преступления, и Он, не имея за Собой никакой вины, умер за грешников, ради того, чтобы бывшие грешники обрели свободу и мир с Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великий Четверг. Тайная Вечеря». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в студии руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о смыслах Великого Четверга и об истории установления таинства Причастия Спасителем на Тайной вечери накануне Своей Крестной смерти.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных темам Страстной седмицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена разговору о библейском патриархе Иосифе.
Вторая беседа с протоиереем Максимом Первозванским была посвящена притчам о талантах и о мудрых и неразумных девах.
Третья беседа со священником Андреем Щенниковым была посвящена тому, как женщина-грешница помазала Христа драгоценным миром и тому, как Иуда предал Спасителя.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Великий Князь Сергей Александрович». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Наша гостя рассказала об удивительной исторической находке в Москве — обнаруженном основании давно разрушенного храма Преображения Господня при братском кладбище жертв Первой Мировой войны, который был построен знаменитым архитектором Алексеем Щусевым, по просьбе княгини Елизаветы Федоровны.
Также разговор шел о выставке «Августейший хозяин Москвы», посвященной Великому Князю Сергею Александровичу и о его роли в истории города.
А также об установке памятника Великокняжеской чете Сергею Александровичу и Елизавете Фёдоровне, установленном в Климентовском переулке города Москвы осенью 2024 года в день 160-летия со дня рождения Великой Княгини. И о многочисленных трудах Великокняжеской четы, благотворительных и социальных начинаниях.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер