Адрес храма Николая Чудотворца в Новой слободе:
г. Москва, ул. Долгоруковская, д.23, с.1
Как добраться до храма Николая Чудотворца в Новой слободе:
Ближайшая ст. метро «Новослободская». Далее пешком по ул. Долгоруковская в сторону Садового кольца, либо одна остановка на троллейбусе 3, 3к, 47 (остановка «Киностудия «Союзмультфильм»).
Схема проезда:
Контакты:
Россия, г. Москва, ул. Долгоруковская, д.23, с.1;
Контактный телефон:(499) 978-53-29;
E-mail: svt-nikolay2@yandex.ru
Адрес сайта: http://svt-nikolay.cerkov.ru/
Церковь Николая Чудотворца в Новой слободе – церковь с довольно обычным прошлым, но совершенно непонятным настоящим и непредсказуемым будущим… Пожалуй, это наиболее точное определение Церкви Николая Чудотворца в Новой слободе. Впрочем, обо всем по порядку.
Впервые храм на этом месте упоминается в 1625 году, а называли его тогда по московской привычке еще и «Николай под вязами» - надо полагать, указывая на окружающие храм вязы.
Само же название местности – Новая Слобода – говорит о том, что основана она была за городской чертою и располагалась вдоль дороги на город Дмитров.
Точное время строительства каменного здания неизвестно, однако считается, что началось оно при отце Петра Первого Алексее Михайловиче, который якобы не только разрешил обновлять храм, но и подарил приходу чудотворную икону святителя Николая. Храм получился высоким, квадратным в плане, размером 4 на 4 сажени то есть, если измерять в метрах – 8 на 8.
В середине XVIII века построили колокольню, на которой среди прочих колоколов находился на ней колокол весом более 105 пудов (около 1700 кг). Утверждают, что отливал колокол знаменитый мастер Константин Николаев Слизов, отливший и большой Успенский колокол на Ивановской колокольне Московского Кремля.
Шли годы, храм ветшал, но периодически реставрировался и обновлялся. В 1860-х годах хотели было его и вовсе перестроить, но на этот план наложило запрет Московское Археологическое общество. Отчего храм остался нетронутым, но трапезную и колокольню выстроили заново.
После революции храм св. Николая Чудотворца ждала участь большинства других храмов: изъяли ценности на борьбу с голодом, а в 1936 году и вовсе закрыли. И в этом же году Моссовет распорядился устроить в храме – вот уж воистину гримаса судьбы - Центральный антирелигиозный музей.
Таковы он и был некоторое время, а в 1946 году помещение передали киностудии «Союзмультфильм», в ведении коей он находится и до сих пор.
Но это бы полбеды. Дело в том, что к храму в 30-х годах пристроено здание, которое ни в коем случае нельзя сносить, потому что оно признано редчайшим образцом так называемого «сталинского классицизма». И надо признать, что в архитектурном смысле это здание действительно очень интересное.
Вот и получается, что и разделить здания нельзя, и церкви его не передают… и Бог весть, что будет дальше…
Правда, ныне службы ведутся в стоящем рядом доме причта, освященном в честь святителя Николая и приспособленном под храмовые нужды.
Однако что будет с основным зданием на Долгоруковской улице, 25? Что ж, поживем - увидим.
«Вера и творчество»

Гостьей программы «Вечер воскресенья» была Заслуженная артистка России, победительница конкурса Мисс Вселенная Оксана Фёдорова.
Мы говорили с нашей гостьей о вере, творчестве, благотворительности и многочисленных культурных проектах, которые она организовывает.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Справедливость». Протоиерей Григорий Крыжановский, Елена Смаглюк, Ксения Степанищева
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» протоиерей Григорий Крыжановский, адвокат Ксения Степанищева и культуролог Елена Смаглюк размышляли о том, что такое справедливость, возможна ли она в земной жизни и как она проявляется в отношениях между людьми и между Богом и человеком.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.