— Вы плачете? Могу я вам чем-нибудь помочь?
— Спасибо вам за сочувствие. За сына переживаю — у него неприятности в бизнесе. Всё готова сделать, чтобы защитить его от бед, да только не в моей это власти. Решила вот от тревоги в музее отвлечься.
— Да, материнская любовь она такая — жертвенная. В заботе о детях мать себя не жалеет. Совсем как пеликан на этой картине.
— Какое необычное и таинственное полотно! Я, признаться, не очень понимаю, что делает изображённая на нём птица? Изогнула шею, упёрлась клювом себе в грудь...
— Чтобы понять, нужно вспомнить древнюю восточную легенду о пеликане. Я знаю несколько её версий. Самая распространённая повествует: во время голода птица разорвала себе клювом грудь и накормила птенцов собственной плотью.
— Смотрите — вот и птенцы, тянутся клювиками к матери. А причём здесь чёрная змея, что обвивает гнездо?
— Во второй версии легенды птенцы умерли от укуса ядовитого пресмыкающегося, и мать оживила их своей кровью.
— Так или иначе, она спасла детей... Но на картине есть ещё множество предметов, как будто не имеющих отношения к легенде. Как они связаны между собой?
— Пеликан у первых христиан символизировал Иисуса Христа, который пожертвовал собой ради спасения человечества от греха и смерти. И всё, что мы видим на картине, имеет отношение к Его Крестному подвигу.
— Ах, вот почему в центре изображен крест!
— Распятие Спасителя — смысловой центр не только этой картины, но и всей вселенной. Его значимость художник подчеркнул светящимся золотистым оттенком, выделяющимся на фоне приглушённых тонов.
— А что это за белые полукруглые арки внизу с римскими цифрами от одного до десяти?
— Это не арки, а каменные доски — скрижали, на которых были начертаны десять заповедей, полученные пророком Моисеем от Бога. Иудеи хранили их в Ковчеге Завета — изготовленном по велению Творца золочёном ларце. Видите, он схематично изображен тут же, слева внизу.
— Крест как будто опирается на этот ларец.
— Свод непреложных законов, запечатлённый на скрижалях, помог иудейскому народу не потерять связь с Создателем, не погрязнуть в сетях языческого мира. Благодаря этому стало возможно появление на свет Девы, которая в своей чистоте смогла вместить Бога и родить Богочеловека, Иисуса Христа. Древний Завет с Создателем положил начало Новому, основанному уже не на законе, а на любви. Потому ветхозаветные святыни и расположены на картине у основания Распятия.
— А что означает красивый бокал над ними?
— Украшенный драгоценными камнями сосуд — это Чаша Причастия. Вы наверняка помните евангельскую историю о том, как накануне своей казни Иисус ужинал с учениками. Он подал им хлеб и вино со словами: «Это Тело моё и Кровь моя, за вас и ещё за многих проливаемая во оставление грехов». Христиане верят, что Тайная вечеря продолжается на каждой литургии — богослужении, где верующие приобщаются Христу, вкушая Его Тело и Кровь под видом хлеба и вина.
— Как хорошо, что вы мне объяснили смысл Причастия! Я не понимала, зачем оно нужно. А теперь мне ясно — это возможность соединиться с Богом, укрыться в Его любви, найти в Нём опору. Мы как птенцы, которых Христос оживляет своей Кровью.
— Об этом и хотел поведать художник. В образах и символах он делится с нами любовью к Богу и приглашает разделить животворящую Трапезу, которая длится вне времени и не имеет конца.
«Картину неизвестного художника второй половины восемнадцатого века „Пеликан, кормящий своих птенцов“ можно увидеть в Тверской областной картинной галерее».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.