
Псалтырь пророка и царя Давида — это уникальный памятник древнееврейской религиозной поэзии. Каждое произведение Псалтыри — это и образец изысканной древневосточной литературы, и свидетельство личных религиозных переживаний, и памятник богословской мысли давно ушедшей эпохи. Ученые издревле занимаются изучением псалмов. Особое внимание они уделяют строчке, с которой начинается псалом. Эта строчка называется надписание псалма. Если приглядеться к надписанию, то можно извлечь из него массу полезной информации, которая поможет нам понять содержание основного текста. И надписание псалма 44-го, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, яркий тому пример. Давайте послушаем.
Псалом 44.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви.
2 Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца.
3 Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.
4 Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею,
5 и в сём украшении Твоём поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.
6 Остры стрелы Твои, Сильный, — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя.
7 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.
8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
9 Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
10 Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.
11 Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего.
12 И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.
13 И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лицо Твоё.
14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда её шита золотом;
15 в испещрённой одежде ведётся она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги её,
16 приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.
17 Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.
18 Сделаю имя Твоё памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
«Нача́льнику хо́ра. На музыка́льном ору́дии Шоша́н. Уче́ние. Сыно́в Коре́евых. Песнь любви́». Первое, о чём нам говорят эти слова, так это о том, что псалом был предназначен для публичного богослужения. Начальник хора — это дирижёр, регент, который отвечал за исполнение песнопений в храме. Эти песнопения исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов. Это были и трубы, и свирели, и гусли, и арфы, и различные ударные инструменты, тимпаны и кимвалы.
О том, что такое упоминаемый в надписании шошан, можно только догадываться. Само слово имеет корень со значением числа «шесть». В еврейском тексте встречается слово «шошаним», которое переводится как «водяная лилия». Эти цветы имеют шесть листочков. На этом основании учёные предполагают, что речь идёт о каком-то шестиструнном музыкальном инструменте, которые имел форму цветка.
Следующее слово надписания — «учение». В греческом тексте Псалтыри здесь используется слово, которое на русский было бы точнее перевести как «ум», «разум», «мудрость», «понимание». В других псалмах это слово также встречается. Оно указывает на то, что сейчас прозвучит текст, слова которого наполнены мудростью. Для читателей этого текста — это своеобразный сигнал. Они должны привести себя в состояние готовности, чтобы воспринимать всё написанное с рассуждением. Подключить к его осмыслению не только ум, но и сердце.
Далее говорится, что этот псалом — песнь любви. Для всей Псалтыри — это уникальный случай. Ни один из других псалмов больше так не подписывается. И содержание текста полностью соответствует его названию. Здесь описывается женитьба еврейского царя на иностранной принцессе. В песнопении она называется «дочь Тира». Тир — древний финикийский город, расположенный на побережье Средиземного моря. По всей вероятности, речь идёт об одной из жён царя Соломона.
Соломон — сын Давида. Один из самых выдающихся правителей Древнего Востока. При нём Израиль достигает пика своего могущества. Многие хотели быть союзниками евреев. Самый надёжный способ заручиться поддержкой могущественно соседа — заключить с ним династический брак. И Соломон не гнушался таких браков. У него было множество жён-иноплеменниц. Предполагается, что прозвучавший псалом упоминает об одной из них. Скорее всего, его автором был придворный поэт из «сынов Кореевых», династии священников, в обязанность которых входило составлять песнопения для богослужений. Указание на эту известную фамилию мы также видим в начале псалма.
Надписание псалма может показаться вещью незначительной и даже ненужной. Однако именно оно может пролить свет на его содержание и особенности.
Псалом 44. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 44. (Церковно-славянский перевод)
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема