
Псалтырь пророка и царя Давида — это уникальный памятник древнееврейской религиозной поэзии. Каждое произведение Псалтыри — это и образец изысканной древневосточной литературы, и свидетельство личных религиозных переживаний, и памятник богословской мысли давно ушедшей эпохи. Ученые издревле занимаются изучением псалмов. Особое внимание они уделяют строчке, с которой начинается псалом. Эта строчка называется надписание псалма. Если приглядеться к надписанию, то можно извлечь из него массу полезной информации, которая поможет нам понять содержание основного текста. И надписание псалма 44-го, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, яркий тому пример. Давайте послушаем.
Псалом 44.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви.
2 Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца.
3 Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.
4 Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею,
5 и в сём украшении Твоём поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.
6 Остры стрелы Твои, Сильный, — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя.
7 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.
8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
9 Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
10 Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.
11 Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего.
12 И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.
13 И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лицо Твоё.
14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда её шита золотом;
15 в испещрённой одежде ведётся она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги её,
16 приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.
17 Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.
18 Сделаю имя Твоё памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
«Нача́льнику хо́ра. На музыка́льном ору́дии Шоша́н. Уче́ние. Сыно́в Коре́евых. Песнь любви́». Первое, о чём нам говорят эти слова, так это о том, что псалом был предназначен для публичного богослужения. Начальник хора — это дирижёр, регент, который отвечал за исполнение песнопений в храме. Эти песнопения исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов. Это были и трубы, и свирели, и гусли, и арфы, и различные ударные инструменты, тимпаны и кимвалы.
О том, что такое упоминаемый в надписании шошан, можно только догадываться. Само слово имеет корень со значением числа «шесть». В еврейском тексте встречается слово «шошаним», которое переводится как «водяная лилия». Эти цветы имеют шесть листочков. На этом основании учёные предполагают, что речь идёт о каком-то шестиструнном музыкальном инструменте, которые имел форму цветка.
Следующее слово надписания — «учение». В греческом тексте Псалтыри здесь используется слово, которое на русский было бы точнее перевести как «ум», «разум», «мудрость», «понимание». В других псалмах это слово также встречается. Оно указывает на то, что сейчас прозвучит текст, слова которого наполнены мудростью. Для читателей этого текста — это своеобразный сигнал. Они должны привести себя в состояние готовности, чтобы воспринимать всё написанное с рассуждением. Подключить к его осмыслению не только ум, но и сердце.
Далее говорится, что этот псалом — песнь любви. Для всей Псалтыри — это уникальный случай. Ни один из других псалмов больше так не подписывается. И содержание текста полностью соответствует его названию. Здесь описывается женитьба еврейского царя на иностранной принцессе. В песнопении она называется «дочь Тира». Тир — древний финикийский город, расположенный на побережье Средиземного моря. По всей вероятности, речь идёт об одной из жён царя Соломона.
Соломон — сын Давида. Один из самых выдающихся правителей Древнего Востока. При нём Израиль достигает пика своего могущества. Многие хотели быть союзниками евреев. Самый надёжный способ заручиться поддержкой могущественно соседа — заключить с ним династический брак. И Соломон не гнушался таких браков. У него было множество жён-иноплеменниц. Предполагается, что прозвучавший псалом упоминает об одной из них. Скорее всего, его автором был придворный поэт из «сынов Кореевых», династии священников, в обязанность которых входило составлять песнопения для богослужений. Указание на эту известную фамилию мы также видим в начале псалма.
Надписание псалма может показаться вещью незначительной и даже ненужной. Однако именно оно может пролить свет на его содержание и особенности.
Псалом 44. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 44. (Церковно-славянский перевод)
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (28.05.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Если вы когда-нибудь выращивали помидоры, наверняка знаете: кроме хорошей рассады и питательной почвы, без одной важной, регулярно совершаемой процедуры, богатого урожая не видать!
Что это за процедура — напрямую связанная с отрывком из 18-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах, — мы поговорим после того, как послушаем чтение.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Конечно, вы догадались: в начале программы я говорил про процедуру удаления пасынков и подвязку. Если оставить расти растение без этого — оно быстро заполнит своей зеленью всё доступное пространство, может, появится небольшое количество плодов — но при правильном культивировании результат был бы несоизмеримо больше!
Книга Деяний рассказывает нам, как апостол Павел «проходил по очереди» разные страны, где уже проповедовал ранее, и — внимание! — «утверждал» учеников. В греческом тексте — это глагол ἐπιστηρίζω, который двусоставен: ἐπι- приставка «на-, поверх-, дополнительно»; στηρίζω — «ставить стойку, подпирать, фиксировать; укреплять». В нашем случае — подвязывать распустившиеся плети, формировать плодоносящую кисть. Или — аналог для технократов — «подтягивать гайки».
Апостол поступает очень схоже с тем, как делает грамотный огородник: однажды посадив семена веры, он не бросает их на произвол судьбы в небрежении, но через определённый срок появляется снова, чтобы «подрезать» излишнее, ненужное, «подвязать» ослабевшее, «перенаправить» запутавшееся. И так поступает не только сам апостол Павел — но и другие христиане: в сегодняшнем отрывке речь идёт также про Аполлоса из Александрии, ревностного проповедника, который, однако, представлял собой «неокультуренную» поросль веры. Акилла и Прискилла «принимают его» и не укоряют за невежество, не отказывают в общении, но очень точно, досконально, во всех подробностях разъясняют ему всё то, что было ему неизвестно или непонятно.
В завершение хочется поделиться вот какой мыслью. Всё живое — в том числе и вера — не может находиться всегда в одном и том же навеки вечные зафиксированном состоянии. Да что там живое — и гайки-то время от времени расшатываются! Значит, не стоит драматизировать ситуацию, когда мы видим, что в чём-то вера подослабла, появился избыточный «люфт» — не пугаться надо, а понять, что именно сделать, чтобы поставить надлежащие «подпорки» — и рост веры продолжится дальше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книга Иова — текст о встрече с Богом». Священник Дмитрий Барицкий

У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о ветхозаветной книге Иова: как в этом произведении рассказывается о переосмыслении жизни и изменение отношения к Богу человека через страдания и внутреннюю работу.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Иова.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена особенностям текста книги Иова.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер