
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 7 зач., III, 1-8.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Первые слова этого отрывка говорят нам о том, что разрыв христианства с религией Ветхого Завета произошел далеко не сразу. Апостолы ощущали себя иудеями в полной мере, они не видели никакого конфликта между верой во Христа и обрядовым законом иудаизма. Именно повинуясь традиции иудаизма Петр и Иоанн шли в храм в девятый час по израильскому счету времени, или в третий по полудню, если пользоваться привычной нам системой отсчета часов. Традиция предписывала совершать молитвы три раза в день: в девять утра, в полдень и в три часа дня. Молиться можно было в любом месте, но если есть возможность, то лучше в храме. А у апостолов Петра и Иоанна в тот день такая возможность была и потому они отправились в храм.
Около ворот храма апостолы увидели калеку, который просил милостыню. Сам по себе факт наличия там этого человека вызывает у некоторых комментаторов недоумение: по закону нельзя было вносить деньги в храм, следовательно, и собирать милостыню у храмовых ворот не было никакого смысла. Но это недоумение кажется не очень обоснованным, ведь, как мы знаем из Евангелия, в ту эпоху отношение к храмовых законам было весьма свободным, в результате чего и стала возможна скандальная сцена изгнания Господом Иисусом Христом торгующих из храма.
Как бы то ни было, у Красных ворот сидел инвалид, которому нужна была помощь. Апостолы оказали ее. Они не прошли мимо. Они дали то, что у них было.
В истории исцеления хромого обращают на себя внимание две детали.
Во-первых, сам факт исцеления этого человека, ведь это было первым исцелением, которое совершили апостолы после Вознесения Христова. Во всяком случае, это первое задокументированное исцеление. Оно означает, что Сошествие Духа Святого не только позволило апостолам красиво и убедительно говорить на разных языках, но позволило им на деле проявлять силу Духа.
Во-вторых, мы видим, что сам хромой не просил исцеления. Он не исповедовал Иисуса из Назарета Богом, он, может быть, и вовсе ничего не знал о Христе. Апостолы не требуют от больного каких-то покаянных слов, они вообще ни о чем его не спрашивают, они просто исцеляют.
Конечно, никто из людей не способен совершать такие чудеса своей собственной силой, в случае с апостолами за исцелением стоит Дух Святой, а Дух — это не волшебная палочка, которую можно использовать по своему усмотрению, это не джинн, который исполняет любые желания. Дух Святой — Третья Ипостась Святой Троицы, Он — Личность, Он действует не по указке, а по Своей воле. Факт совершенного исцеления означает, что такова была не только человеческая воля апостолов, но, что самое важное, воля Духа. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что Крестом Христовым были прощены грехи не только этого хромого человека, но и каждого из нас.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов