
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30.
19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
29 августа 1952 года на концерте классической музыки в американском Вудстоке впервые было исполнено произведение композитора Джона Кейджа «4′33». Выступление, надо сказать, вызвало большое непонимание со стороны публики. Еще бы — пианист, сев за рояль, за 4 минуты и 33 секунды так и не сыграл ни одной ноты! Как оказалось, «4′33» — это временной отрезок молчания, которое не мешает окружающему миру исполнять свою собственную музыку. Задумку Кейджа сильно критиковали. Композитора обвиняли в том, что подобное, так сказать, «произведение» способен сочинить каждый. Кейдж разводил руками и отвечал: «Почему же до меня такого никто не сочинил?» Впоследствии исполнять «4′33» стало популярным на открытых музыкальных площадках. Слушатели, уже зная что их ожидает, замолкают и вслушиваются в окружающую их реальность: пение птиц, шум города или дыхание соседей. У человека появляется возможность на 4 минуты и 33 секунды как бы внутренне остановиться и с уважением отнестись к тишине.
Сегодняшнее чтение из книги Деяний святых апостолов тоже посвящено теме тишины. Тишины во многом вынужденной. После события Пятидесятницы, когда апостолам, а через них иным ученикам Христа была дарована благодать Святого Духа, Церковь находилась в состоянии торжества. Христос вознесся на Небо, но вместо Него пришёл обещанный им Утешитель. Христиане получили возможность говорить на иных языках, пророчествовать о будущем, храбро проповедовать не только иудеям, но и язычникам. Противники Церкви, как тогда казалось, были побеждены. Апостолов пытались допрашивать, призывали молчать, но безрезультатно. Вчитываясь в строки книги Деяний, мы явным образом ощущаем то первоначальное чувство триумфа. Но вдруг всё обрывается — старшего из семи диаконов, Стефана, побивают камнями. И в древней Церкви воцаряется тишина. Это тишина переживания осмысления — как быть дальше, что делать теперь? За казнью Стефана следует общее гонение — в результате христиане покидают Иерусалим и оказываются в рассеянии. Одни находят убежище в Финикии, другие — на Кипре, третьи — в Сирии. С собой они приносят всю ту же тишину. Автор Деяний, апостол Лука, пишет, что рассеянные по Римской империи ученики почти не проповедуют, рассказывают о Христе лишь немногочисленным иудеям. Но Церковь не земная корпорация, а Богом установленное сообщество, которым руководит Сам Господь. И тишина, которая вдруг воцарилась в Церкви, не оборачивается провалом. Она становится началом принципиально нового этапа развития. Иерусалимская община оказалась расколота на множество кусков, но каждый из них стал начатком для возникновения новой общины. Поместные Церкви отныне появляются во многих иных городах империи. Христианство же окончательно отделяется от иудаизма — последователей Спасителя теперь именют христианами. Впервые это название звучит на улицах Антиохии. Впоследствии оно распространится по всему миру.
Как показывает сегодняшнее чтение, тишина это далеко не всегда плохо. Время тишины дается нам Богом, чтобы мы могли понять — кто мы? Зачем мы живем? Куда мы движемся? Древняя Церковь вышла из тишины первого поражения обновленной и сильной. Такая же возможность перезагрузиться, собраться регулярно предоставляется Богом каждому из нас. Тишина — время молитвы и обретения себя. Давайте же будем ценить тишину. И не важно, сколько она длится — 4 минуты 33 секунды или немного дольше.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема