С середины прошлого века, в нашем языке прочно утвердилось странное выражение: «писатели и поэты». Словом «писатели» здесь именуют тех, кто пишет прозу. Но ведь это не вполне точно, ибо поэт тоже пишет.
Так что точнее было бы говорить: «прозаики и поэты».
Думая о нашей речи и о книге, в которой нынче лежит моя закладка, я вспомнил ещё одно выражение, которое, мне, кажется, пригодится: «стихотворный писатель».
…Таковым попробую назвать любимого тысячами прихожан — протоиерея Артемия Владимирова, — чудесного проповедника, педагога и талантливого литератора. Его стихотворные книжки выделяются из создаваемой им литературы, помимо прочего, тем, — что, — представляя их в авторских предисловиях или на выступлениях, — батюшка нередко особым образом оговаривается.
Вот и в сборнике «Мосты через реку…», собравшем в себе стихотворные портреты русских поэтов разных времён — от Пушкина и Блока до Бродского и Окуджавы, — такая оговорка прозвучала.
Цитирую: «…Поэзия — это всё-таки искусство. И хотя отказывая себе в звании поэта (в лучшем случае, тяну на литератора, подмастерья поэтического цеха), душой я спокоен. Почему?…»
И далее отец Артемий решительно отвечает — почему. «…Потому что в моё намерение входит лишь одно — поделиться с читателем радостью словесного творчества, жизненно необходимой современнику». Конец цитаты.
Это очень дорогие для меня слова.
Книга протоиерея Артемия Владимирова «Мосты через реку…» открывается, конечно, Пушкиным. Автор посвятил поэту четыре очень разных стихотворных истории. Одна из них, как говорили в старые времена, стоит на особицу.
Давайте послушаем самого отца Артемия, — начало его стихотворения, обращённого к Пушкину под названием «Просьба»:
…Это стихотворение впервые было мною прочитано в самый день гибели поэта, пред его памятником в Святогорском монастыре, — в окружении детей, насельников обители и многих, пришедших поклониться памяти «солнца русской поэзии»…
Когда взираю на твоей души богатство,
Теряюсь и не знаю, что просить взаймы…
Ума, что обнимал собою царства
И летопись вел мира и войны?
Быть может, вложишь в мое сердце слово,
Как некогда пророку Серафим,
Чтоб на погостах, площадях и кровах
Вещал я слово мертвым и живым?..
Сделаем паузу в этом вдохновенном обращении священника к поэту, и ещё раз обратимся к авторскому предисловию.
«…Мне захотелось в один прекрасный день понять и почувствовать поэтов, людей, одарённых особым слухом, умеющим улавливать „внутреннее слово“ и воплощать его в слово поэтическое…» Конец цитаты.
В стихотворении «Просьба», к которому мы вернёмся, отец Артемий Владимиров совершил удивительный внутренний жест, обозначенный в названии: он решился у Пушкина… попросить. И попросить — самого главного.
Мне хочется верить, что эта удивительная просьба священника и стихотворного писателя — обязательно долетит до адресата и будет воспринята им с сочувствием.
С вами был Павел Крючков и давайте дослушаем «Просьбу» протоиерея Артемия Владимирова к поэту и мирянину, к рабу Божьему Александру.
К нашему незабвенному Пушкину.
Любви к Отечеству просить мне стыдно —
С тобою Родина у нас одна…
Но ты отмщал за все ее обиды
И вещим слогом ей служил сполна.
Не попрошу страстей твоих мятежных
И скорых, не блистательных побед,
Но научи меня и «искренно, и нежно»
Той послужить, которой дал обет…
Прошу, поэт, достоинства и чести,
Отваги защищать своих друзей.
Освободи от страхов, низкой лести
И не гнушайся слабости моей.
И наконец, предвидя час кончины,
Я, как и ты, хотел бы умирать:
Оплакав грех, смиренным, блудным сыном
Во светлый Лик с надеждою взирать…
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».