
Если вы утром в среду или пятницу Великим постом пришли в храм, вы обязательно услышите очень трогательное, хватающее за душу песнопение во время совершения Литургии Преждеосвященных Даров. В центр храма выходят певчие — священник тихо кадит в алтаре — и они поют «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Это слова из 140-го псалма, которые часто исполняются за богослужением — и, конечно, не только постом. Давайте послушаем весь псалом.
Псалом 140.
Псалом Давида.
1 Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
2 Да направится молитва моя, как фимиам, перед лицом Твоим, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
6 Вожди их рассыпались по утёсам и слышат слова мои, что они кротки.
7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Весь 140-й псалом, который мы только что слушали, вращается вокруг образа жертвы — воскуривания ладана перед жертвенником в Иерусалимском храме. Давид просит Бога, чтобы его молитва была такой же желанной, так же беспрепятственно поднималась к Небесам, как дым от ладана возносится ввысь. И именно этот образ Православная Церковь взяла за основу целого блока богослужебных песнопений — так называемых стихир на «Господи, воззвах».
Но почему именно этот образ — сжигаемого ладана — так глубоко вошёл в саму ткань богослужебной жизни? Давайте разбираться.
Воскуривание благовоний было одним из древнейших религиозных обрядов для всех религий: и на Ближнем Востоке, и в греко-римском мире, и в Азии и Африке на протяжении тысячелетий сохранялась практика окуривания дымом из благоуханных смол и трав — везде, конечно же, с определёнными отличиями и спецификой. Но центральная идея — точнее, архетип — оставался единым: огонь вместе с благовониями производит какое-то очень глубинное и важное воздействие на человека, причём именно в плане его «разворота» в сторону к Божественному.
Мне очень хочется предложить вам внимательно вслушаться в размышления французского феноменолога Гастона Башляра, которые, на мой взгляд, многое объясняют в этом вопросе. Вот что он пишет: «Огонь — это нечто глубоко личное и универсальное. Он живёт в сердце. Он живёт в небесах. Он вырывается из глубин вещества наружу, как дар любви. Он прячется в недрах материи, тлея под спудом, как затаённая ненависть и жажда мести. Из всех явлений он один столь очевидно наделён свойством принимать противоположные значения — добра и зла. Огонь — это сияние Рая и пекло Преисподней, ласка и пытка. Это кухонный очаг и апокалипсис. Он доставляет радость ребёнку, смирно сидящему у печи; но он же наказывает за непослушание того, кто затеет с ним слишком дерзкую игру. Он даёт блаженство и требует почтительности. Это божество, охраняющее и устрашающее, щедрое и свирепое. Огонь противоречив, и потому это одно из универсальных начал объяснения мира».
Интересно, не правда ли? Особенно то, что слова Башляра — раскрытие одного из незаписанных изречений — Христа: «Кто близ Меня — тот близ огня: кто далеко от Меня — тот далеко от Царствия!»
Псалом 140. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 140. (Церковно-славянский перевод)
28 мая. О творчестве Федота Шубина

Сегодня 28 мая. В этот день в 1740 году родился скульптор Федот Шубин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
В семье крестьянина-помора Архангельской губернии родился гений скульптуры Федот Иванович Шубин, теснейшим образом связанный с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, которого отец Федота Ивановича учил грамоте. Ломоносовым, который получил три рубля от родственников Шубина для путешествия в столицу.
Пример Федота Ивановича, самого замечательного скульптора 18-го столетия, говорит о том, что талант, помноженный на работоспособность, плодом своим имеет шедевры, которые поныне украшают Санкт-Петербург. Знаменитое ростовое изображение законодательницы Екатерины II в Таврическом дворце, бюсты вельмож екатерининской эпохи, культурные работы Александро-Невской лавры, где и погребён наш замечательный соотечественник.
Я бы назвал его Моцартом в области скульптуры. Каждый месяц он созидал шедевр, достойный восхищения не только современников Шубина, но и потомков, получая неправдоподобно мало, едва сводя концы с концами, он трудился не ради хлеба куса, а ради Иисуса, все свои силы отдавая любимому делу.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (28.05.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Если вы когда-нибудь выращивали помидоры, наверняка знаете: кроме хорошей рассады и питательной почвы, без одной важной, регулярно совершаемой процедуры, богатого урожая не видать!
Что это за процедура — напрямую связанная с отрывком из 18-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах, — мы поговорим после того, как послушаем чтение.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Конечно, вы догадались: в начале программы я говорил про процедуру удаления пасынков и подвязку. Если оставить расти растение без этого — оно быстро заполнит своей зеленью всё доступное пространство, может, появится небольшое количество плодов — но при правильном культивировании результат был бы несоизмеримо больше!
Книга Деяний рассказывает нам, как апостол Павел «проходил по очереди» разные страны, где уже проповедовал ранее, и — внимание! — «утверждал» учеников. В греческом тексте — это глагол ἐπιστηρίζω, который двусоставен: ἐπι- приставка «на-, поверх-, дополнительно»; στηρίζω — «ставить стойку, подпирать, фиксировать; укреплять». В нашем случае — подвязывать распустившиеся плети, формировать плодоносящую кисть. Или — аналог для технократов — «подтягивать гайки».
Апостол поступает очень схоже с тем, как делает грамотный огородник: однажды посадив семена веры, он не бросает их на произвол судьбы в небрежении, но через определённый срок появляется снова, чтобы «подрезать» излишнее, ненужное, «подвязать» ослабевшее, «перенаправить» запутавшееся. И так поступает не только сам апостол Павел — но и другие христиане: в сегодняшнем отрывке речь идёт также про Аполлоса из Александрии, ревностного проповедника, который, однако, представлял собой «неокультуренную» поросль веры. Акилла и Прискилла «принимают его» и не укоряют за невежество, не отказывают в общении, но очень точно, досконально, во всех подробностях разъясняют ему всё то, что было ему неизвестно или непонятно.
В завершение хочется поделиться вот какой мыслью. Всё живое — в том числе и вера — не может находиться всегда в одном и том же навеки вечные зафиксированном состоянии. Да что там живое — и гайки-то время от времени расшатываются! Значит, не стоит драматизировать ситуацию, когда мы видим, что в чём-то вера подослабла, появился избыточный «люфт» — не пугаться надо, а понять, что именно сделать, чтобы поставить надлежащие «подпорки» — и рост веры продолжится дальше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов