Подчас от людей, которые занимаются наукой, можно слышать мнение, что чудеса в Православной Церкви — вещь недоказуемая. Ну какие еще чудеса?! — восклицают они. — Это все выдумки! Но есть в Православной Церкви такие реликвии, которые только чудесными и можно назвать. Причем, даже с точки зрения светской науки.
Чтобы увидеть одно из таких чудес, нужно приехать на греческий остров Корфу или, как его называют греки, Керкира. Там в течение веков хранятся мощи святого Спиридона Тримифунтского.
Святой Спиридон жил в четвертом веке на острове Кипр и еще в течение жизни прославился многочисленными чудесами. Долгое время он являлся епископом города Тримифунта, а после смерти супруги (тогда епископам еще можно было находиться в браке) начал скитаться по острову, то тут, то там совершая различные чудеса. По молитвам святого Спиридона происходили исцеления от разных болезней. Случалось и такое, что он воскрешал умерших.
Когда святой Спиридон скончался, его тело отказалось поддаваться обычному для всех людей тлению. Сначала тело святого хранилось на Кипре, потом было перевезено в Константинополь. После того, как столица Византии пала под ударом турецкой армии, мощи Спиридона были перевезены на Корфу, где и хранятся до сих пор.
Многие чудеса святого официально задокументированы. Тем не менее, современному человеку бывает трудно в них поверить. Обычно скепсис по отношению к чудесам святого Спиридона исчезает, когда подходишь к его раке, то есть драгоценному ковчегу с его мощами. В этот момент каждый имеет возможность встретиться со святым Спиридоном лицом к лицу.
Дело в том, что мощи святого не закрыты пеленой и потому имеется возможность хорошо рассмотреть его лицо. Оно очень хорошо сохранилось. Черты святого являются совершенно узнаваемыми, прекрасно сохранились его волосы и зубы. Кожа, хотя немного сморщилась и потемнела, тем не менее, сохранила свою форму. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру — 36,6 градусов, как у здорового живого человека.
Есть еще один удивительный факт. Тело святого одето в епископское облачение. Его, это облачение, хранителям мощей приходится менять раз в полгода, потому что оно... снашивается. Снашиваются и сапожки, в которые святой обут. Как будто святитель Спиридон не лежит в раке, а постоянно ходит. Жители Корфу прямо утверждают, что и после смерти святой не оставил обычай путешествовать, а потому постоянно ходит по острову и помогает тем, кому это нужно. Сношенную одежду святого Спиридона священники разрезают на мелкие кусочки и как реликвию раздают паломникам.
Феномен нетленных мощей святого Спиридона пытались исследовать ученые со всего мира. Греческая Церковь им в этом не препятствовала. Однако изучив мощи святого, ученые лишь развели руками. Иного объяснения, кроме чуда, они дать не смогли.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.