Николай Некрасов и Фёкла Викторова. Поначалу казалось, что это банальная интрижка богатого барина и содержанки. Никто не знал, на какую самоотверженную и преданную любовь способна эта молодая женщина.
В тысяча восемьсот семидесятом году Некрасову исполнилось сорок восемь. За плечами — успехи в издательском деле. Журналы «Современник» и «Отечественные записки» под его руководством обрели всероссийскую славу. Они открыли для читателя Тургенева, Гончарова, Достоевского, Толстого.
Но репутацию Некрасова омрачали обвинения в моральной нечистоплотности. В столичном обществе удивлялись — поэт печалится о судьбах народных, а сам построил винокуренный завод. Клеймит нравы дворянства и буржуазии и с целой свитой выезжает на медвежью охоту. Поддерживает демократов-революционеров и пишет хвалебную оду генерал-губернатору Муравьёву. Вот и сейчас защитник доли русских женщин поселил в своей квартире на Литейном проспекте девятнадцатилетнюю барышню, которую по слухам, выиграл в карты у заезжего купца.
Литератор не скрывал своих отношений с Феклушей Викторовой. Он учил её чтению, письму, французскому языку. Некрасов дал ей другое имя, — Зинаида, словно жизнь её началась заново. И — другое отчество, в честь самого себя, нового Пигмалиона. Зинаида Николаевна стала полноправной хозяйкой в доме поэта. Друзья и гости отмечали ум Зиночки, её обаяние и открытое добросердечие. Вместе они бывали в театре, выезжали на охоту в усадьбу поэта, Карабиху. Местные жители вспоминали: «Она была такая молодая и весёлая, что и Николаю Алексеевичу, и нам всем около неё весело было... Николай-то Алексеевич сдерживает её: „Да что ты, Зина, да будет тебе, Зина!..“ А и самому-то ему приятно, и сам-то смеётся вместе с ней...»
Зимой тысяча восемьсот семьдесят четвёртого года Некрасов почувствовал сильное недомогание, оказалось — рак кишечника. Формально Зину не сдерживали никакие рамки — она могла покинуть поэта в любую минуту. И, наверное, петербургское общество не удивилось бы такому шагу со стороны содержанки. Сам Некрасов в одном из стихотворений словно давал ей карт-бланш: «Ты ещё на жизнь имеешь право...».
Но тут и проявилась подлинная природа чувства Зинаиды Николаевны. Она осталась рядом измученным болезнью Некрасовым. Через много лет Зиночка вспоминала: «Боже!.. Какие ни с чем не сравненные муки испытывал. Сиделка была при нём, студент-медик неотлучно дежурил, да не умели они перевязывать, не причиняя боли...» Зина сама стала ухаживать за страдальцем. Чтобы не проспать, вовремя откликнуться на малейшую просьбу, Зина ночью садилась на пол и смотрела на зажжённую свечу.
После одного из приступов болезни Некрасов написал:
«Двести уж дней,
Двести ночей,
Муки мои продолжаются:
Ночью и днём
В сердце твоём
Стоны мои отзываются...»
Страдания изменили поэта. Он захотел предельной честности и чистоты в отношениях с любимой женщиной. Некрасов предложил Зинаиде Николаевне обвенчаться. У него уже не было сил ехать в храм. Тогда военное духовенство предоставило походную церковь-палатку. Во время таинства Некрасова поддерживали под руки. Через восемь месяцев, в декабре тысяча восемьсот семьдесят седьмого, поэта не стало.
Зинаида Некрасова уехала из Петербурга, жила то в Одессе, то в Киеве, словно не могла найти покоя. Но неожиданно задержалась в Саратове, там и провела последние двадцать лет. Ни наследство, ни статус вдовы известного литератора не были нужны ей. Денег она словно не замечала, сторонилась их, почти всё раздала — помогала всем, кто просил. Дорожила Зинаида Николаевна только двумя вещами — свидетельством о покупке земли на кладбище, рядом с мужем, и сборником стихов Некрасова, который он подписал: «Милому и единственному другу моему Зине».
Тридцать семь лет носила Зиночка траур. Когда она умерла, в некрологе написали: «Некрасов нашёл в Зинаиде Николаевне женщину, которая не прельстилась ни славою, ни богатством, а просто любила поэта и жалела в нём измученного жизнью бесконечно усталого человека...».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 175 зач., IV, 1-6

Комментирует священник Антоний Борисов.
Иногда, чтобы сделать рывок вперед, нужно отойти на пару шагов назад. Чтобы почувствовать надёжную точку опоры и дать себе место для разбега. Подобный принцип действует и в духовной жизни. Каким образом? Пусть ответом послужит нам отрывок из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;
2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса,
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Второе послание было написано апостолом Павлом к коринфянам после того, как он убедился, что кризис, постигший эту поместную церковь, миновал. Прежде всего, благодаря вмешательству самого апостола, сумевшего с помощью первого послания вразумить коринфских христиан. Итак. Второе послание имеет более миролюбивое содержание, чем первое. И здесь Павел получает возможность проникновенно рассуждать о собственном духовном пути и церковном служении. Он честно признаётся, как нелегко дается ему дело проповеди. Не по причине проблем с риторикой, а в силу упрямства слушателей.
Даже те современники Павла, что принимали его проповедь с энтузиазмом, в дальнейшем проявляли себя не лучшим образом. Как те же коринфяне, например. И Павел честно признаётся, что просто устал иметь дело с человеческими лукавством и вероломством. Но иного пути, вне апостольского служения, святой для себя не видит. Потому что отказ от проповеди автоматически означал бы разрыв отношений со Христом, предательство Сына Божьего, поручившего Павлу проповедовать Евангелие Царства Господня. Потому Павел, несмотря на внутреннюю усталость и внешнее сопротивление, продолжал говорить разным людям о Христе Иисусе, обращаясь к ним, так сказать, с открытым забралом.
Или как он пишет сам: «отвергнув скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом». Выбранный Павлом подход приносил обильные плоды. Многие и многие люди, благодаря его проповеди, находили смысл жизни во Христе. Но были и те, кто отказывался в Спасителя поверить. В первую очередь, из-за нежелания изменить свою жизнь в соответствии с заповедями Христовыми. Этих людей Павел называет поклонниками «бога века сего». Речь идёт о комплексном культе — власти, богатства, порока — не отпускающего тех, кто оказался в плену у этого ненасытного, всепожирающего молоха.
Но Павел не теряет надежды и продолжает стучаться в сердца разных людей — благочестивых и не очень, помня, что Христос пришёл в наш мир спасать не праведников, а грешников. И Павел стремится щедро делиться со слушателями и читателями этим благодатным светом Христовым. Или как он пишет: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». И Павел понимает, что он не своей силой проповедует, а силой Христовой. Потому, перед тем, как вновь и вновь обращаться к людям со словом о Евангелии, апостол внутри своего сердца как бы отступает назад. Отчасти для условного разбега, но, прежде всего, для того, чтобы уступить место Христу, Который обещал, что Дух Святой будет говорить через верных Богу. И обещание это сбылось и сбывается до сих пор. Но только тогда, когда мы перестаём поклоняться ложным богам (прежде всего, собственному «я») и даём место в сердце Господу Иисусу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Феофан Затворник». Священник Павел Каледа

У нас в студии был клирик храма Воскресения Христова в Кадашах, священник Павел Каледа.
Разговор шел о жизни, служении и богословских трудах святителя Феофана Затворника.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмым Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Вторая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Иннокентию Херсонскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов