
Апостол Павел
1 Кор., 147 зач., X, 28 - XI, 7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Посланиях апостола Павла есть размышления о различии мужчин и женщин, эти размышления неизбежно вызывают недоумения у представителей, скажем так, светского общества, ведь апостол Павел осмеливался ставить женщин ниже мужчин! Но действительно ли это так? Или, может, такой взгляд на слова святого апостола слишком поверхностный? Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 10-й и 11-й глав его Первого послания к Коринфянам, и попытаемся разобраться, что же имел в виду апостол Павел, когда излагал свои требования к женщинам.
Глава 10.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
Глава 11.
1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
В первой части прозвучавшего только что отрывка апостол Павел напомнил своим адресатам, что христиане всё, что они делают, должны делать «в славу Божию». В практическом смысле это означает, что каждый момент времени нам стоит задавать самим себе вопрос о том, как то или иное наше действие повлияет на отношение людей к евангельскому благовестию. Именно об этом и написал апостол: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1Кор. 10:31).
Вторая же часть услышанного нами отрывка касается осмысления отличий мужчин и женщин друг от друга. С одной стороны, мы помним слова всё того же апостола Павла, утверждающие, что «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). С другой, Павел уверяет, что «жене глава — муж». Это очень интересное выражение, на котором нам стоит заострить свое внимание.
Если взять эту фразу в отрыве от её контекста, то она теряет свой смысл, а потому здесь важно то, как она звучит полностью: «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1Кор. 11:3). Чтобы понять мысль о главенстве мужа, нам необходимо поразмышлять о главенстве Бога над Христом. Можно ли сказать, что внутри Святой Троицы есть отношения подчинения и главенства? Нет, мы исповедуем «единосущие и равночестность Лиц Святой Троицы»; все три Ипостаси Святой Троицы имеют одно и то же существо, каждая из Ипостасей имеет полноту Божества, безбрежную и неизмеримую; три Ипостаси равночестны и равнопокланяемы. Но почему же тогда апостол Павел пишет, что «Христу глава — Бог»? Ответ на этот вопрос мы найдём тогда, когда вспомним, что у каждого из Лиц Святой Троицы есть свои характерные особенности, которые при этом не предполагают конкуренции и борьбы за первенство. Бог-Сын предвечно рождается от Бога-Отца, но Он не ниже и не выше Отца; они, согласно исповеданию нашей веры, равны.
Слово «глава» вызывает вопросы и недоумения лишь тогда, когда слышащий его человек настроен на конкуренцию и на борьбу за власть. Апостол Павел призывает нас воспроизводить те отношения, которые есть внутри Святой Троицы, то есть не конкурировать друг с другом, особенно внутри семьи, а поступать так, как то определено нашей природой — мужской или женской.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
К тем людям, которые достигли цели христианской жизни, то есть, стяжали дары Святого Духа, стремятся очень многие. Так, к примеру, происходило с оптинскими старцами — к ним съезжались самые разные люди со всех уголков России, так происходит с современными нам афонскими старцами — к ним тоже многие пытаются попасть. Люди ищут тех, кто обрёл дары Святого Духа. И это естественно, ведь ещё святой апостол Павел заметил, что исполнение закона Христова состоит в том, чтобы носить «бремена друг друга», и стяжавшие Дух Святой подвижники именно это и делают — носят тяготы других. Сегодня Церковь совершает празднование в честь преподобного Серафима Саровского, и по этой причине в храмах во время литургии звучит отрывок из 5-й и 6-й глав Послания апостола Павла к Галатам, это тот самый отрывок, который говорит о плодах Духа Святого.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Основная идея монашества очень проста: монахи стремятся быть Христовыми. Они не хотят принадлежать кому-либо ещё, кроме Христа. А для того, чтобы достичь этой цели, необходимо много потрудиться, ведь, как мы все понимаем, отсутствие семьи вовсе не означает, что человек свободен для Христа. Вместо семьи монах неожиданно для самого себя может обрести те страсти, которые не позволят ему быть со Христом. Практика как древних, так и современных нам аскетов показывает, что дьявол всегда будет стремиться погубить тех, кто отрёкся от мира и решил следовать лишь за Христом; следовательно, необходимо всегда держать в памяти только что прозвучавшие слова апостола Павла: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Если мы хотим быть со Христом, то нам необходима всецелая решимость в борьбе со своими страстями.
Для того чтобы понять, какой должна быть эта решимость, нам стоит обратить внимание на жития преподобных отцов. Сегодня мы прославляем преподобного Серафима Саровского, а потому уместным будет вспомнить именно о нём. Преподобный Серафим стал монахом ещё в относительно юном возрасте; его монашеская жизнь не была спокойной и безмятежной. Он, несмотря на очевидное попечение о нём Бога, несмотря на все сопровождавшие его жизнь знамения силы Божией, понимал, что ему требуется усилие по борьбе со своими страстями и похотями. И ради этого он ушёл в лес, где жил в крайней скудости и строгости; позднее он совершил подвиг столпничества — тысячу дней и тысячу ночей он молился на каменном валуне. О его подвигах можно говорить долго. Однако важны не подвиги; важно то, ради чего преподобный Серафим на них решился: он хотел обрести свободу. Ту самую свободу, которую ищут монашествующие. Ту самую свободу, которую даровал нам Христос, но которую нужно взять, а для этого необходим труд.
Мы знаем, что в конечном итоге обрёл преподобный Серафим: вместе со свободой в чистую от грехов, страстей и похотей душу вошёл Дух Святой, а с ним и все те дары, о которых мы только что услышали в прозвучавшем отрывке Послания к Галатам: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23). С этого момента над преподобным Серафимом перестал властвовать какой-либо закон, кроме закона Духа Святого. И мы все это прекрасно знаем, ведь истинно свободный человек остаётся таковым и после кончины своего тела. Преподобный Серафим таков, а потому он в наши дни продолжает помогать приходящим к нему людям точно так же, как делал это в годы своей земной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Питьевая для жителей Донецка

Вода у жителей Донецка появляется в домах раз в три дня и только по вечерам. Для питья она совсем непригодна, даже если несколько раз пропустить её через фильтры. Но многим людям в условиях летней жары приходится пить и такую. В магазинах вода есть, только не все могут себе её позволить, а кто-то и вовсе не способен дойти за ней самостоятельно. Тысячи нуждающихся людей, подопечных центра помощи Патриаршей Гуманитарной Миссии, вынуждены экономить каждый глоток и ждать, когда воду привезут православные добровольцы.
Александр вот уже сорок лет не встаёт к кровати. Однажды он неудачно нырнул и сломал позвоночник. Много лет за ним ухаживает тяжелобольная сестра. Сегодня семье регулярно помогают волонтёры, они моют Александра, наводят в доме порядок и, конечно, привозят воду.
На попечении центра помощи Патриаршей Гуманитарной Миссии в Донецке находятся 1386 семей. Многие живут в тех районах, где уже три года нет ни технической, ни питьевой воды. Добровольцы привозят им и ту, и другую. Но в летний период с этим ценным ресурсом стало особенно тяжело. Спрос на помощь растёт, а бутылок с чистой водой не хватает. «На днях нам звонил мужчина с инвалидностью и просил привезти ему хотя бы одну бутылку — сам он не может выйти за порог собственной квартиры. Поехали к нему, привезли воду. Видели бы вы, как жадно он её пил...», — рассказывает руководитель центра помощи Елена Смоляк.
Поддержать, жителей Донецка, которым необходима вода, можете и вы. Для этого достаточно оформить любой благотворительный взнос на церковной платформе «Поможем». И уже завтра ваш перевод станет чистой водой в чьём-то стакане.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«С.Л. Франк». Константин Антонов

У нас в студии был заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, доктор философских наук Константин Антонов.
Разговор шел о Семёне Людвиговиче Франке — русском философе и религиозном мыслителе 20-го века, о его пути к Православию и о размышлениях о вере и духовном опыте.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о русских религиозных мыслителях 20-го века.
Первая беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена священнику Сергию Булгакову (эфир 28.07.2025)
Вторая беседа с Аркадием Малером была посвящена священнику Павлу Флоренскому (эфир 29.07.2025)
Третья беседа с доктором философских наук Ольгой Жуковой была посвящена Николаю Бердяеву (эфир 30.07.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер