Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Помните, Маргарита Константиновна, как мы с вами впервые побывали здесь, в Брянском музее братьев-художников Сергея и Алексея Ткачёвых?
— Конечно, помню, Андрей Борисович. Звучит невероятно, но это было в прошлом веке!
— Да, в конце девяностых. Музей тогда только открылся в маленьком особнячке. Алексей Петрович и Сергей Петрович отдали для его постоянной экспозиции две сотни своих работ. Помню, какое ошеломляющее впечатление они произвели на меня тогда. Портреты, пейзажи, жанровые полотна — сверкающий, звенящий, благоуханный поток живой жизни!
— С тех пор здесь многое изменилось.
— Причем, к лучшему! К историческому зданию со стороны улицы Ульянова пристроили ещё одно помещение, современное. Их соединил зимний сад. При музее появилась научная библиотека, реставрационная мастерская. И в коллекции теперь около восьмисот полотен.
— Приятно увидеть новые экспонаты. А те, что уже знакомы, спустя много лет рождают в душе иные чувства. Вот, например, картина Ткачёвых «Дочери», написанная в 1977 году.
— Чудесное произведение — яркое, красочное! Идёт подготовка к свадьбе в деревенском доме. Перед зеркалом у шкафа стоит невеста в белом платье. Её стройную фигурку словно облако осеняет длинная белая фата. Рядом с девушкой хлопочут две сестры. Ещё одна, старшая, стоит чуть поодаль, слева.
— Когда я увидела эту картину впервые, моим вниманием завладели именно эти четыре девушки. А сейчас я отчетливо понимаю, что главная героиня полотна — их мать.
— Недаром Ткачёвы показали эту женщину в красном наряде! Он, вроде, простенький — платье скромного фасона, фартук, платок, завязанный узлом у подбородка. Но алый цвет свидетельствует о горячих чувствах хозяйки дома. Тут и радость за дочь, и тревога о том, как сложится её дальнейшая жизнь.
— Не о себе она переживает, не для себя привыкла жить. А обстоятельства меняются — как тонко и пронзительно художники подчеркнули это, изобразив кукол на шкафу! Выросли девчонки, больше не играют. Разлетятся из дома, каково-то будет матери?
— Я могу вас утешить, Маргарита Константиновна. У героини картины есть прообраз — Вера Пакетова. Обычная сельская жительница из деревни Новое Котчище под Тверью. Ткачёвы часто там бывали, дружили с Верой Петровной и посвятили ей несколько картин. Из которых видно, что материнский кризис опустевшего гнезда обошёл эту женщину стороной. На всех полотнах Вера Пакетова изображена среди ребятишек.
— А сколько их всего было у неё?
— Семь дочерей, шесть сыновей. А также сорок внуков и двадцать пять правнуков! В доме Пакетовых всегда звенели детские голоса. Вера Петровна прожила восемьдесят шесть лет и умерла на руках у младшей дочери.
— Спасибо вам, Андрей Борисович! Так потеплело на душе!
— Тут не моя заслуга, Маргарита Константиновна. Это картина братьев Ткачёвых «Дочери» согрела ваше сердце.
Картину Сергея и Алексея Ткачёвых «Дочери» можно увидеть в Брянске, в музее братьев Ткачёвых.
Все выпуски программы: Краски России
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О восьмой и девятой заповедях блаженств

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого».
О восьмой и девятой заповедях блаженств — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О Богопознании
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О Богопознании — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема











