
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 128 зач., III, 9-17.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который приходит в церковь не как в здание, но как в сообщество людей, который включается в христианскую жизнь, общается с братьями и сёстрами, может заметить, что существует то, что можно было бы назвать разными стилями церковности, которые сосуществуют в рамках общей церковной жизни. Но что должно быть общим при всей разности стилей и форм? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
Если человеку, который потихоньку ходит себе в свой храм, различные течения и подходы незаметны, то тому, кто смотрит внимательно, довольно быстро становится ясно, что быть верующим можно по-разному. Из режимов или форм религиозности первое, что может прийти в голову, — это разная частота посещения богослужения. Например, есть те, кто ходит в храм регулярно по воскресным и праздничным дням, кто исповедуется у знакомого священника и, причащаясь, знает по именам тех, с кем стоит у Евхаристической чаши. Напротив, есть те, кто бывает на службах, только приезжая в монастыри в качестве паломников: незнакомые священники, незнакомые люди вокруг, но вместе с тем необычные впечатления и новые эмоции. Однако при всей разности этих форм, они во многом носят внешний характер. В то же время люди, даже очень часто бывающие на богослужении, исповедующиеся и причащающиеся, могут по-разному осмыслять саму основу своей веры и своей церковности.
В отрывке из послания к Коринфянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о разных стратегиях пастырской деятельности. Павел проповедует в Коринфе одним из первых и в качестве основы веры указывает ученикам на Господа Иисуса Христа. Мы вверяем себя Отцу именно потому, что видим во Христе — воплотившемся Сыне Божием — проявление Его любви, освящающей и спасающей мир. Нет никого другого, кто мог бы привести нас ко Отцу, никого другого, кто совершил бы наше спасение. При этом Павел признаёт, что дальше на этом основании можно строить здания из самых разных строительных материалов, которые могу быть хуже или лучше по своему качеству. Например, кто-то, называя себя христианином, может ставить в центр своей проповеди не Евангелие и Спасителя, но всякого рода апокрифические и полусказочные истории, которыми его ученики будут интересоваться больше, чем Новым Заветом. Один будет слишком строгим и христианство его учеников будет исполнено надрывом, другой будет во всём потакать, лишь бы угодить людям, и в итоге они не будут нести никакого труда и подвига. Иногда бывает непонятно, как вообще люди из таких «строительных материалов» строят свою духовную жизнь.
В течение жизни вера любого христианина так или иначе подвергается испытаниям и результат этих испытаний может быть очень разным. Одни пройдут испытания вполне достойно. Другие, искренне заблуждаясь, потерпят урон, но будут спасены, как бы из огня. Те же, кто сознательно вносил разделение в общины, будут наказаны... Где окажется каждый из нас? Это известно лишь Богу, но со своей стороны мы призваны быть верными Христу и при всей разнице наших подходов полагать общение с Ним в центр своей религиозной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 161 зач., XV, 29-38.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! У каждого человека свой круг общения. Порой, воцерковляясь, люди порывают с прежними друзьями, из-за того, что их интересы совершенно расходятся. Вдруг оказывается не о чем говорить, не о чем переживать и не о чем радоваться совместно. В то же время, смотря на угасающие отношения, нам бывает жаль их, в том числе, потому что мы, пусть и очень по-человечески, любим людей, с которыми общались, и хотели бы поделиться с ними своей верой. Но что же обязательно стоит помнить, выстраивая стратегию отношений с такими людьми? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 15-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
29Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
В жизни у человека бывает много компаний, школьная, дворовая, университетская, рабочая... Иногда, если семья дружная и большая, — можно говорить и о компании семейной. И вот, что интересно, вырастая, мы далеко не сразу осознаём, что компании формируются по-разному. Например, мы привыкаем к тому, что не выбираем людей, живущих с нами в одном дворе. Мы не выбираем людей, которые учатся с нами в классе или ходят на секции. Зачастую мы никак не можем повлиять на то, какими будут наши коллеги по работе. При этом, как известно, в компаниях формируется собственный микроклимат и, если только человек не лидер и не заводила, он буквально автоматически, сам того не замечая, стремится к тому, чтобы соответствовать общему настроению.
В сегодняшнем отрывке из послания к коринфянам апостол Павел говорит с учениками об их вере в воскресение мёртвых. После его ухода оказалось, что среди тех, кто называл себя верующими, были те, кто в воскресение не верили. Но не просто не верили, а шли дальше и из своего неверия делали логичный вывод: можно жить, как хочешь, потому что всё равно всем нам предстоит умереть. Мы сегодня настолько привыкли к тому, что существуют самые разные мнения, что нас это может не удивить, хотя, очевидно, нормальный христианин не может не верить в воскресение мёртвых. Но для апостола Павла важно даже не это. Верующим, но сомневающимся, он говорит: не обольщайтесь, братия, дурные сообщества развращают добрые нравы. И это, действительно так. Можно думать о себе очень высоко, считать, что у тебя с нравственной жизнью всё нормально и ты прекрасно понимаешь, что хорошо, а что плохо. Подумаешь, где-то промолчал, когда смеялись над слабым, в другой раз постеснялся отказаться от незначительного, но неправильного дела. И так постепенно оказался буквально опьянён грехом. Прекрасно понимая все эти процессы, апостол призывает коринфян отрезвиться и перестать грешить, потому что развращённому человеку гораздо сложнее собраться с силой воли, чем тому, кто вовремя устоял.
Воцерковляясь, мы открываем для себе не только мир веры, но и мир нравственной жизни, в которой некоторые нормы могут значительно отличаться от тех, к которым мы привыкли. Оглядываясь на свою прежнюю жизнь нам важно помнить предупреждение апостола и стремиться к нравственной чистоте. Но в то же время важно не порывать с людьми окончательно, ведь даже тот, кто развращён и оправдывает свои грехи, может вразумиться и одуматься, услышав от нас весть о том, что умершие воскреснут.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем службе «Милосердие Казань» собрать 500 школьных наборов

Служба помощи «Милосердие Казань» — это проект Казанской епархии. Сотрудники и волонтёры службы заботятся о тех, кто находится в трудной ситуации – навещают людей в больницах, оплачивают лечение, передают продукты и оказывают людям поддержку в решении многих других насущных проблем. Добрые дела службы простираются далеко за пределы Казани.
В августе, по сложившейся традиции, команда проекта помогает семьям Татарстана собрать детей в школу. Многие подопечные проживают в сельской местности. Так, например, семья Ярмолинских. У Ирины с мужем пятеро детей. Старшая дочь переехала в город, поэтому сейчас на попечении родителей находятся четверо. Основной доход семьи – зарплата супруга, который трудится на стройке. Заработок мужчины нельзя назвать стабильным, поэтому собрать детей в школу своими силами родителям сложно. Несмотря на трудности, семья сохраняет доброту и отзывчивость. Например, регулярно участвует в акции «Корзина доброты», помогая собирать продукты для нуждающихся.
Ещё среди подопечных службы «Милосердие Казань» дружная семья Ланочкиных, в которой растут четверо ребятишек. Летом родители вместе с детьми часто ходят на рыбалку или в лес за ягодами, а осенью за грибами. Чтобы обеспечить семью, родители много работают, но порой средств на всё не хватает. Поэтому поддержка службы для них – большое подспорье.
Помочь родителям из сельской местности собрать детей в школу можете и вы. Для этого переходите на сайт службы «Милосердие Казань», где открыт сбор на школьные наборы для пятисот нуждающихся семей. А если вы хотите помогать другим не только деньгами, но и делами, свяжитесь с сотрудниками службы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Будущие хранители наследия». Николай Промыслов

У нас в студии был ректор Государственного академического университета гуманитарных наук Николай Промыслов.
Разговор шел об изучении и сохранении культурного, исторического и церковного наследия нашей страны и о том, как в ВУЗах готовят для этого специалистов.
Все выпуски программы Светлый вечер