Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, наши с вами походы в Государственный исторический музей уже становятся традицией!
— Доброй традицией! И согласитесь, Андрей Борисович: порой кажется, что уже очень хорошо знаешь экспозицию музея. Но вдруг, неожиданно, открываешь для себя что-то новое!
— Да, совершенно согласен! Например, вот эту картину я, кажется, вижу впервые.
— О, её, пожалуй, можно назвать одной из жемчужин живописной коллекции Исторического музея! Полотно русского живописца Генриха Генриховича Шмидта.
— Генрих Шмидт?.. Знакомое вроде бы имя, но увы, никак не могу припомнить работы этого художника.
— Андрей Борисович, в этом нет ничего удивительного! Картины Генриха Шмидта, сохранившиеся до наших дней, можно по пальцам пересчитать. Многие из них и вовсе находятся в частных коллекциях.
— Вот как?! Ну, тогда, действительно, перед нами — редкая жемчужина! Маргарита Константиновна, если я правильно понимаю, на картине изображён Костромской кремль? Точнее, один из его соборов — ныне утраченный Успенский?
— Всё верно, Андрей Борисович. Художник написал Успенский собор Костромского кремля — тот самый, в котором около шестисот лет, с 13-го века и вплоть до 1929-го года находилась чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери. Картина так и называется: «Кострома. Кремль. Вид на Успенский собор и колокольню от берега Волги».
— Да, в наши дни этим чудесным видом уже не полюбоваться... В 1929 советские власти закрыли храм. Превратили в зернохранилище. А ещё через пять лет — взорвали. Икона чудом уцелела. Сегодня святыня хранится в Костромском Богоявленско-Анастасиином соборе. Ну, а Успенский собор мы теперь можем увидеть только на старинных фотографиях. И вот на этой картине Генриха Шмидта. Кстати, в каком году художник её написал?
— Генрих Генрихович создал полотно в начале 1900-х. Он тогда объездил многие города России — Владимир, Суздаль, Нижний Новгород, Новгород Великий, Псков, Ярославль. Только представьте себе — из этой творческой поездки он привёз не меньше трёх тысяч этюдов, набросков и картин, на которых запечатлел древности и святыни российской Империи. К сожалению, на сегодняшний день искусствоведам известно лишь несколько десятков работ Шмидта, и все они — как раз из этой грандиозной серии.
— Да... Какая величественная грация в каждой линии, в каждом штрихе! Громада пятиглавого собора и высокая, словно кружевная, белоснежная колокольня возвышаются над зрителем, уходят ввысь, в синее безмятежное летнее небо. Наверх, к храмовой стене, взбирается дорога, поросшая яркой зеленой травой. Так и хочется подняться по ней, войти в белокаменные ворота с башенкой...
— Генрих Шмидт был мастером архитектурного пейзажа. Он рисовал здания, но на его полотнах они как будто оживали. Посмотрите только: купола, кресты собора, каждый кирпичик в его стенах выписаны с точностью архитектора. И при этом — с вдохновенной поэзией художника.
— Вероятно, у живописца было ещё и архитектурное образование?
— Генрих Генрихович всегда интересовался древнерусским зодчеством. Однако образование он получил именно художественное — в конце 19 века окончил вольнослушателем Петербургскую Императорскую Академию художеств. А звание художника-архитектора получил уже позже, в 1908-м, после того как принял участие в разработке некоторых градостроительных проектов в Санкт-Петербурге.
— Что ж, по этой его картине настолько хорошо можно представить себе Костромской Успенский собор, что она могла бы служить прообразом для его восстановления. Ведь, кажется, давно идут разговоры о необходимости воссоздания утраченной святыни.
— Не только разговоры! Проведены археологические раскопки на месте бывшего соборного фундамента, и уже начались работы по возведению нового.
— Конечно, на всё это необходимо время. Но как отрадно сознавать, что когда-нибудь Успенский собор в Костроме снова устремит свои высокие главы в небо, как на этой картине Генриха Шмидта.
— Благодаря которому «Вид на Успенский кафедральный собор» в любое время и во всей красе открывается здесь, в Москве, в Государственном Историческом музее!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
С кем поведешься. Виктория Галкина

С детства каждого из нас окружают разные люди: семья, друзья, одноклассники, коллеги, которые, на мой взгляд, влияют на нас. Мы можем даже не замечать, как перенимаем манеры отца, учимся стойкости у бабушки, упорству у отца, организованности у начальника. Тренируем чувство юмора в общении с друзьями. Но, увы, не всегда влияние людей сказывается положительно. Особенно опасно, когда происходят изменения в твоих отношениях с Богом.
Я вспоминаю своих знакомых, которые вышли замуж за неверующих мужчин. На этапе знакомства все у них было прекрасно, в вопросе веры — умалчивания, либо избегание темы. Свадьба и ... новая реальность. Когда наступало воскресенье, нужно было идти в храм, случалось, мужчины начинали отговаривать идти в церковь или даже требовать остаться дома.
Неделя, две, а потом мои приятельницы переставали ходить на службы, делая выбор в пользу мужа. Самое печальное в этом то, что они не становились счастливыми. Я часто слышала от них слова: «как пусто на душе, как хочется в церковь, к Богу». И я очень понимаю эти слова.
В моей жизни тоже был период, когда я окружила себя неверующими людьми и незаметно перестала ходить в храм, стала реже молиться, начала уделять время и внимание абсолютно другим вещам. Но я заметила, что отсутствие Бога в моей жизни, буквально разрушает изнутри. Ощущала пустоту, отсутствие света, легкости, всего, что было так дорого сердцу. Мое окружение не заполняло эту пустоту. Чувствовала, словно из меня, как из сосуда, вылили содержимое.
Когда я осознала это, первым делом поехала в храм. И как будто вернулась домой. Внутри стало так тепло! Я прослезилась, от осознания того, насколько сильно заблуждалась. Как вообще могла забыть о главном в своей жизни, о Боге, о самой себе, о спасении?
Выходит, что окружение, не близкое по духу, влияет на мою веру. Но разве это не моя вина? Разве не я сама, делаю выбор отправиться на прогулку, вместо воскресной службы? Разве не могу зайти в храм в другой день? Все вопросы ко мне.
Я осознала, насколько важно сохранять в себе веру, ценить церковную жизнь, таинства и быть независимой в убеждениях, не предавать свои устои. И тогда каждый день будет наполненным, с миром в душе. Тогда сможешь помочь и другим. Как говорил святой апостол Павел, «неверующий муж освящается женою верующею и жена неверующая освящается мужем верующим».
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
Поможем Андрюше совершить звуковые открытия!

Недавно трёхлетний Андрей сделал множество важных открытий. Узнал какой у него голос и как разговаривают папа с мамой, впервые услышал колокольный звон в том храме, куда они ходят всей семьёй, и много чего ещё!
Первый год своей жизни Андрюша совсем ничего не слышал. Мальчик часто теребил руками уши, стучал по ним погремушкой, но взрослые думали, что это всё из-за стресса. А показать ребёнка врачу возможности не было. Тогда, в 2022 году, город, где жила семья, оказался в зоне боевых действий. Долгое время родители вместе с маленьким Андреем прятались в подвале дома. И когда, наконец, представился шанс бежать — они эвакуировались в Россию, в город Сергиев Посад.
Когда удалось попасть к врачу, родители узнали, что их сынок не слышит. Исправить ситуацию помогала кохлеарная имплантация. Андрею вживили в уши специальные слуховые приборы. И после этого мир для него неожиданно зазвучал. Оказалось, что вокруг столько всего интересного! Мальчик начал активно развиваться, играть с детьми на площадке. И хотя Андрей пока мало понимает, что ему говорят, всё равно тянется к окружающим.
Чтобы ребёнок научился полноценно слышать и сам заговорил — одного слухового аппарата мало. Важно обязательно пройти несколько курсов реабилитации. Иначе сам по себе слуховой прибор будет неэффективен.
Сейчас Андрею нужно попасть на двухнедельный курс по восстановлению слуха и речи. Занятия платные и у семьи, недавно перебравшейся из Донецкой области, нет возможности их оплатить. Поэтому они обратились за поддержкой в фонд «Страна-детям».
На сайте фонда открыт сбор для трёхлетнего Андрея, и вы можете ему помочь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Священник Павел Флоренский». Аркадий Малер

У нас в студии был старший преподаватель Государственного академического университета гуманитарных наук Аркадий Малер.
Разговор шел о знаменитом философе, ученом 20-го века — священнике Павле Флоренском — о его судьбе, а также о размышлениях о Церкви, религиозном опыте и об иконе как «окне в другой мир».
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о русских религиозных мыслителях 20-го века.
Первая беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена священнику Сергию Булгакову.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер