Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, наши с вами походы в Государственный исторический музей уже становятся традицией!
— Доброй традицией! И согласитесь, Андрей Борисович: порой кажется, что уже очень хорошо знаешь экспозицию музея. Но вдруг, неожиданно, открываешь для себя что-то новое!
— Да, совершенно согласен! Например, вот эту картину я, кажется, вижу впервые.
— О, её, пожалуй, можно назвать одной из жемчужин живописной коллекции Исторического музея! Полотно русского живописца Генриха Генриховича Шмидта.
— Генрих Шмидт?.. Знакомое вроде бы имя, но увы, никак не могу припомнить работы этого художника.
— Андрей Борисович, в этом нет ничего удивительного! Картины Генриха Шмидта, сохранившиеся до наших дней, можно по пальцам пересчитать. Многие из них и вовсе находятся в частных коллекциях.
— Вот как?! Ну, тогда, действительно, перед нами — редкая жемчужина! Маргарита Константиновна, если я правильно понимаю, на картине изображён Костромской кремль? Точнее, один из его соборов — ныне утраченный Успенский?
— Всё верно, Андрей Борисович. Художник написал Успенский собор Костромского кремля — тот самый, в котором около шестисот лет, с 13-го века и вплоть до 1929-го года находилась чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери. Картина так и называется: «Кострома. Кремль. Вид на Успенский собор и колокольню от берега Волги».
— Да, в наши дни этим чудесным видом уже не полюбоваться... В 1929 советские власти закрыли храм. Превратили в зернохранилище. А ещё через пять лет — взорвали. Икона чудом уцелела. Сегодня святыня хранится в Костромском Богоявленско-Анастасиином соборе. Ну, а Успенский собор мы теперь можем увидеть только на старинных фотографиях. И вот на этой картине Генриха Шмидта. Кстати, в каком году художник её написал?
— Генрих Генрихович создал полотно в начале 1900-х. Он тогда объездил многие города России — Владимир, Суздаль, Нижний Новгород, Новгород Великий, Псков, Ярославль. Только представьте себе — из этой творческой поездки он привёз не меньше трёх тысяч этюдов, набросков и картин, на которых запечатлел древности и святыни российской Империи. К сожалению, на сегодняшний день искусствоведам известно лишь несколько десятков работ Шмидта, и все они — как раз из этой грандиозной серии.
— Да... Какая величественная грация в каждой линии, в каждом штрихе! Громада пятиглавого собора и высокая, словно кружевная, белоснежная колокольня возвышаются над зрителем, уходят ввысь, в синее безмятежное летнее небо. Наверх, к храмовой стене, взбирается дорога, поросшая яркой зеленой травой. Так и хочется подняться по ней, войти в белокаменные ворота с башенкой...
— Генрих Шмидт был мастером архитектурного пейзажа. Он рисовал здания, но на его полотнах они как будто оживали. Посмотрите только: купола, кресты собора, каждый кирпичик в его стенах выписаны с точностью архитектора. И при этом — с вдохновенной поэзией художника.
— Вероятно, у живописца было ещё и архитектурное образование?
— Генрих Генрихович всегда интересовался древнерусским зодчеством. Однако образование он получил именно художественное — в конце 19 века окончил вольнослушателем Петербургскую Императорскую Академию художеств. А звание художника-архитектора получил уже позже, в 1908-м, после того как принял участие в разработке некоторых градостроительных проектов в Санкт-Петербурге.
— Что ж, по этой его картине настолько хорошо можно представить себе Костромской Успенский собор, что она могла бы служить прообразом для его восстановления. Ведь, кажется, давно идут разговоры о необходимости воссоздания утраченной святыни.
— Не только разговоры! Проведены археологические раскопки на месте бывшего соборного фундамента, и уже начались работы по возведению нового.
— Конечно, на всё это необходимо время. Но как отрадно сознавать, что когда-нибудь Успенский собор в Костроме снова устремит свои высокие главы в небо, как на этой картине Генриха Шмидта.
— Благодаря которому «Вид на Успенский кафедральный собор» в любое время и во всей красе открывается здесь, в Москве, в Государственном Историческом музее!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Согласно физическим законам, для полной стабильности объект должен иметь три точки опоры. Понять это легко — например, стоя в автобусе, мы держимся за поручень, то есть находим третью, внешнюю, точку опоры. Об этой точке, но уже не в физическом, а в духовном смысле, рассуждает апостол Павел — в отрывке из 3-й и 4-й глав своего второго послания к Тимофею. Данный текст читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Существует ещё один интересный пример, связанный с теорией трёх точек опоры. Это знаменитый Медный всадник — памятник Петру Первому в Петербурге. Многие, полагаю, его видели. Так вот — Пётр изображён восседающим на коне, вставшем на дыбы. И наблюдателю кажется, что памятник, как живой, как будто балансирует, ловит равновесие. Но это не так, конечно же. У Медного всадника есть третья, скрытая точка опоры. Это змей, который подкрадывается к коню сзади и цепляется за его хвост и копыта. Очень интересная деталь — не правда ли?
Так скульптор — Этьен Фальконе — продемонстрировал следующую вещь. Каждый правитель призван остерегаться искушения мыслить себя как вечного и непобедимого, беречь себя от безумия властолюбия, не поддаваться гордости. Потому что та, как змей, исподтишка ужалит и погубит правителя, нанеся удар и его стране. О чём-то подобном рассуждает и апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею. Тимофей был назначен Павлом епископом, то есть руководителем, церковной общины в городе Эфесе, где сам Павел много и усердно проповедовал. Тимофей по тем временам был несколько молод для занятия подобной должности. Но, с точки зрения Павла, его ученик был вполне готов к непростому и ответственному служению.
Что не означало, впрочем, отсутствия каких-то ошибок. От них и стремится уберечь Павел Тимофея. В первую очередь, он призывает ученика внимательно следить за собой и не поддаваться гордости. Какие же практические рекомендации даёт Павел? Он просит Тимофея постоянно и вдумчиво читать Священное Писание — Слово Божие, которое, как слышали мы в послании, «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Священное Писание обладает уникальным свойством — при должном внутреннем расположении читателя, оно вступает с ним в самый настоящий диалог. Господь начинает беседовать с нами. Это подтвердит каждый, кто регулярно обращается к тексту Библии. Сколько бы раз ты ни читал тот или иной фрагмент Писания, оно всякий раз открывается тебе с новой стороны и способно, таким образом, стать той необходимой, третьей точкой опоры, которая позволит человеку не потерять чувство равновесия, не утратить связи с реальностью.
Но Писание будет, так сказать, «работать» корректно, только если мы будем читать его с молитвой — просьбой к Богу открыть нам правду о мире и о нас самих. Это очень и очень важно. Павел же, продолжая наставлять Тимофея, просит его осуществлять епископское служение не в свою славу, а в славу Божию. И проповедовать не от себя, а на основании Слова Божия, прививая людям любовь к Священному Писанию. Чтобы сами прихожане Тимофея обрели в Библии собственную точку опоры и через это выработали иммунитет в отношении всяких лжепроповедников, шарлатанов, которые не правду Божию возвещают, а льстят и обманывают. Всё для того, чтобы сделать человека своей собственностью.
Советы апостола Павла были полезны не только для святого Тимофея. Они могут, безусловно, пригодиться и нам. Многое, конечно, с первого века поменялось, но люди, по большому счёту, остались прежними. А значит — мы по-прежнему нуждаемся в доброй и крепкой опоре, которой пусть будет для нас Господь, говорящий с нами через Священное Писание.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











