Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, наши с вами походы в Государственный исторический музей уже становятся традицией!
— Доброй традицией! И согласитесь, Андрей Борисович: порой кажется, что уже очень хорошо знаешь экспозицию музея. Но вдруг, неожиданно, открываешь для себя что-то новое!
— Да, совершенно согласен! Например, вот эту картину я, кажется, вижу впервые.
— О, её, пожалуй, можно назвать одной из жемчужин живописной коллекции Исторического музея! Полотно русского живописца Генриха Генриховича Шмидта.
— Генрих Шмидт?.. Знакомое вроде бы имя, но увы, никак не могу припомнить работы этого художника.
— Андрей Борисович, в этом нет ничего удивительного! Картины Генриха Шмидта, сохранившиеся до наших дней, можно по пальцам пересчитать. Многие из них и вовсе находятся в частных коллекциях.
— Вот как?! Ну, тогда, действительно, перед нами — редкая жемчужина! Маргарита Константиновна, если я правильно понимаю, на картине изображён Костромской кремль? Точнее, один из его соборов — ныне утраченный Успенский?
— Всё верно, Андрей Борисович. Художник написал Успенский собор Костромского кремля — тот самый, в котором около шестисот лет, с 13-го века и вплоть до 1929-го года находилась чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери. Картина так и называется: «Кострома. Кремль. Вид на Успенский собор и колокольню от берега Волги».
— Да, в наши дни этим чудесным видом уже не полюбоваться... В 1929 советские власти закрыли храм. Превратили в зернохранилище. А ещё через пять лет — взорвали. Икона чудом уцелела. Сегодня святыня хранится в Костромском Богоявленско-Анастасиином соборе. Ну, а Успенский собор мы теперь можем увидеть только на старинных фотографиях. И вот на этой картине Генриха Шмидта. Кстати, в каком году художник её написал?
— Генрих Генрихович создал полотно в начале 1900-х. Он тогда объездил многие города России — Владимир, Суздаль, Нижний Новгород, Новгород Великий, Псков, Ярославль. Только представьте себе — из этой творческой поездки он привёз не меньше трёх тысяч этюдов, набросков и картин, на которых запечатлел древности и святыни российской Империи. К сожалению, на сегодняшний день искусствоведам известно лишь несколько десятков работ Шмидта, и все они — как раз из этой грандиозной серии.
— Да... Какая величественная грация в каждой линии, в каждом штрихе! Громада пятиглавого собора и высокая, словно кружевная, белоснежная колокольня возвышаются над зрителем, уходят ввысь, в синее безмятежное летнее небо. Наверх, к храмовой стене, взбирается дорога, поросшая яркой зеленой травой. Так и хочется подняться по ней, войти в белокаменные ворота с башенкой...
— Генрих Шмидт был мастером архитектурного пейзажа. Он рисовал здания, но на его полотнах они как будто оживали. Посмотрите только: купола, кресты собора, каждый кирпичик в его стенах выписаны с точностью архитектора. И при этом — с вдохновенной поэзией художника.
— Вероятно, у живописца было ещё и архитектурное образование?
— Генрих Генрихович всегда интересовался древнерусским зодчеством. Однако образование он получил именно художественное — в конце 19 века окончил вольнослушателем Петербургскую Императорскую Академию художеств. А звание художника-архитектора получил уже позже, в 1908-м, после того как принял участие в разработке некоторых градостроительных проектов в Санкт-Петербурге.
— Что ж, по этой его картине настолько хорошо можно представить себе Костромской Успенский собор, что она могла бы служить прообразом для его восстановления. Ведь, кажется, давно идут разговоры о необходимости воссоздания утраченной святыни.
— Не только разговоры! Проведены археологические раскопки на месте бывшего соборного фундамента, и уже начались работы по возведению нового.
— Конечно, на всё это необходимо время. Но как отрадно сознавать, что когда-нибудь Успенский собор в Костроме снова устремит свои высокие главы в небо, как на этой картине Генриха Шмидта.
— Благодаря которому «Вид на Успенский кафедральный собор» в любое время и во всей красе открывается здесь, в Москве, в Государственном Историческом музее!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Бутовский реквием». Игорь Гарькавый, монахиня Амвросия (Хромова)
У нас в студии были директор мемориального научно-просветительского центра Бутово Игорь Гарькавый и насельница женского монастыря в честь Державной иконы Богородицы в Калининградской области монахиня Амвросия (Хромова).
Разговор шел о подвиге новомучеников, а также о поэме нашей гостьи «Бутовский реквием», посвященной людям, расстрелянным за веру на Бутовском полигоне в 30-е годы прошлого века.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Вторая беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям в 1930-е годы (эфир 28.10.2025)
Третья беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям при Н.С. Хрущеве (эфир 29.10.2025)
Четвертая беседа с Игорем Гарькавым была посвящена людям, пострадавшим на Бутовском полигоне (30.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
 
                                    
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День памяти жертв политических репрессий;
— Служение священников в зоне военных действий;
— Современные Российско-Китайские отношения;
— Диалоги культур разных стран;
— «Наивные» вопросы о Церкви.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 31.10.2025». Арсений Федоров, Ольга Зайцева
 
                                    
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Кира Лаврентьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Христианская культура Востока;
— Свидетельство о Христе и мученичество;
— Материалы Академии журнала «Фома» ко дню рождения Ивана Алексеевича Бунина;
— Жизнь и служение Иосифа Муньоса-Кортеса, хранителя Иверской Монреальской иконы Богородицы.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал



 
 



