
Послание апостола Павла к Галатам. Глава 1, стихи 11-19.
Апостолы, проповедуя Евангелие Иисуса Христа, посещали самые разные регионы Римской империи. Им приходилось общаться с многочисленными народностями, которые или были включены в состав Римского государства, или образовались внутри него из-за смешения различных национальностей. Одним из ярких примеров появления нового народа в Римской империи были галаты. Галаты как народность образовались из-за переселения в третьем веке до Рождества Христова части галлов (предков французов) в Малую Азию, где галлы смешались с местными греками. Так и образовалась Галатия с населявшими ее галатами. Апостол Павел посетил Галатию во время первого своего миссионерского путешествия примерно в 48 году по Рождестве Христовом, а затем направил христианам Галатии послание. В нем он, в частности, описывает собственный приход к вере во Христа.
1.11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,1.12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.1.13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,1.14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.1.15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 1.16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,– я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,1.17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.1.18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.1.19 Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Откровенный рассказ об обретении веры во Христа в послании к Галатам возникает не случайно. Сразу после того, как Павел покинул их земли, там появились лже-проповедники, которые стали очернять апостола. Они говорили, что Павел не может считаться полноценным учеником Христа, потому что не видел Его своими глазами, так как начал свое служение уже после Вознесения Спасителя. Павлу пришлось защищать свое апостольское звание. Он подтверждает, что когда-то был большим ревнителем иудейской веры, ненавидел христиан и принимал активное участие в их уничтожении. Павел даже отправился в Дамаск, чтобы и там гнать последователей Христа. Но в дороге ему чудесным образом явился Спаситель, Который обратил Павла. Из гонителя христианства он стал его великим проповедником.
Павел не решился сразу после обращения направиться назад в Иерусалим. Слишком многие воспринимали его как гонителя Христа. Павел удаляется в Аравию, пустынную местность, населенную дикими племенами. Он провел в Аравии три года, ежедневно молясь Богу о прощении грехов. В частности, он каялся за участие в убийстве архидиакона Стефана. Как повествует церковное предание, в Аравии Павлу являлся Сам Спаситель, Который лично поведал Павлу о Своем учении. Таким образом, Павел узнал о Христе и Евангелии не от иных людей, как утверждали лже-проповедники в Галатии, а от Самого Спасителя. Благодаря этому он мог с уверенностью именоваться апостолом, подобным Петру, Иакову (сводному брату Спасителя) и иным.
Апостол Павел является ярким примером того, что путь к Богу не закрыт ни для кого. Пусть даже человек, ищущий Бога, является великим грешником. Любовь Бога и искреннее покаяние способны изменить каждого, как изменили они по дороге в Дамаск будущего апостола Павла.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер