Паломники со всего света, приезжая в Грецию, спешат увидеть невероятно красивое место – Метеоры. На этих скалах, будто парящих в воздухе, расположены всемирно известные православные монастыри. Именно за эту трудносдоступность, а не за прекрасный вид на плодородную греческую равнину, полюбил Метеоры монах по имени Афанасий, которого сейчас все православные знают как Афанасия Метеорского. Паломникам, у которых от красоты и высоты Метеор просто захватывает дух, приходиться только удивляться тому, каким мужеством обладали люди, захотевшие жить на этих скалах.
СЫН ПАЛОМНИКА:
- Папа, как здорово прокатиться в кабинке фуникулёра! Это древние монахи его построили?
ПАЛОМНИК:
- Нет, конечно, сынок. Когда на эти скалы пришел жить святой Афанасий, здесь обитали только горные козы и ветер. Подниматься на вершины гор было невероятно трудно. С одной стороны, это было на руку монахам – скалы защищали их от нападений разбойников. С другой – лазить вверх-вниз было не только трудно, но и опасно: можно было сорваться со скалы. И тогда монахи изобрели такой своеобразный лифт – огромную корзину на веревке.
СЫН:
- Как здорово! Вот бы покататься в ней!
ПАЛОМНИК:
- Еще до того, как я познакомился с твоей мамой, я первый раз приехал в Метеоры. Чтобы понять, как здесь жили в древности, я попросил поднять меня наверх в такой вот корзине. На высоте, равной высоте десятиэтажного дома, корзина опрокинулась. Мою жизнь спасло только то, что опытный монах заранее крепко-накрепко привязал меня веревками. Оставшийся путь наверх я проделал, болтаясь вниз головой над страшной пропастью. Так отчаянно я еще никогда не молился! Высота – она только для сильных духом.
СЫН:
- Я бы, наверное, не испугался!
ПАЛОМНИК:
- Ну, не зря же тебя зовут так же, как и первого настоятеля Преображенского монастыря – Афанасий. Это имя переводится с греческого, как бессмертный.
Афанасий, основатель первого Метеорского монастыря, родился в небольшом греческом городке, рано осиротел и воспитывался дядей. Когда на его родной город напали враги, юноша попал в плен, но сумел бежать. Решив не возвращаться больше на родину и желая посвятить свою жизнь Богу, Афанасий отправился на Афон.
Здесь он изучал умную молитву и особое афонское мистическое учение, требующее полного безмолвия и сосредоточенности – исихазм. В поисках уединения Афанасий уходил все выше и выше в горы, залезал на самые неприступные афонские скалы, куда не могли пройти даже вьючные животные. И воду, и еду туда приходилось носить на себе. Однажды выдалась такая суровая зима и выпало столько снега, что Афанасий едва не погиб в горах. Но и после этого он не оставил своей любви к уединенной горной жизни.
В это время на Афон часто нападали пираты, поэтому монахи не могли жить спокойно. После очередного такого набега Афанасий вместе со своим учителем старцем Григорием решили вернуться на материковую Грецию. Здесь они облюбовали место у подножия неприступных скал, и поселились там. Узнав, что неподалеку живут Иноки с Афона, к ним потянулись местные жители и стали селиться рядом, желая получить духовную пользу. Постепенно и это глухое место оказалось для Афанасия чрезмерно многолюдным.
Он решил уйти жить на вершину самой высокой скалы. Она будто висела в воздухе, и Афанасий дал ей имя «Метеорон», что так и переводится – парящая над землей. Постепенно название Метеоры закрепилось за всей грядой скал, а самая высокая стала именоваться Большие Метеоры. Старец Григорий отказался идти вместе с учеником, считая, что жить на скалах слишком тяжело. Афанасий отправился один. Он поселился в пещере и стал молиться, потихоньку строя из камня церковь во имя Преображения Господня.
Сюда к Афанасию тоже пробирались желающие напитаться духовным опытом. Но только настоящие аскеты могли жить в таком глухом и опасном месте. Их-то и принял опытный монах в ученики. Вместе они молились, вместе строили свой храм, вместе по вечерам, глядя на бескрайнюю землю у ног, рассуждали о вечности. Целое поколение монахов воспитал Афанасий в Метеорах.
Когда Афанасий скончался, его Преображенский монастырь уже был построен. Он стал первым среди всех Метеорских монастырей, которых после немало появилось на окрестных скалах. Но бессмертная слава духовного первопроходца навсегда останется в этих местах за преподобным Афанасием.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело