Паломники со всего света, приезжая в Грецию, спешат увидеть невероятно красивое место – Метеоры. На этих скалах, будто парящих в воздухе, расположены всемирно известные православные монастыри. Именно за эту трудносдоступность, а не за прекрасный вид на плодородную греческую равнину, полюбил Метеоры монах по имени Афанасий, которого сейчас все православные знают как Афанасия Метеорского. Паломникам, у которых от красоты и высоты Метеор просто захватывает дух, приходиться только удивляться тому, каким мужеством обладали люди, захотевшие жить на этих скалах.
СЫН ПАЛОМНИКА:
- Папа, как здорово прокатиться в кабинке фуникулёра! Это древние монахи его построили?
ПАЛОМНИК:
- Нет, конечно, сынок. Когда на эти скалы пришел жить святой Афанасий, здесь обитали только горные козы и ветер. Подниматься на вершины гор было невероятно трудно. С одной стороны, это было на руку монахам – скалы защищали их от нападений разбойников. С другой – лазить вверх-вниз было не только трудно, но и опасно: можно было сорваться со скалы. И тогда монахи изобрели такой своеобразный лифт – огромную корзину на веревке.
СЫН:
- Как здорово! Вот бы покататься в ней!
ПАЛОМНИК:
- Еще до того, как я познакомился с твоей мамой, я первый раз приехал в Метеоры. Чтобы понять, как здесь жили в древности, я попросил поднять меня наверх в такой вот корзине. На высоте, равной высоте десятиэтажного дома, корзина опрокинулась. Мою жизнь спасло только то, что опытный монах заранее крепко-накрепко привязал меня веревками. Оставшийся путь наверх я проделал, болтаясь вниз головой над страшной пропастью. Так отчаянно я еще никогда не молился! Высота – она только для сильных духом.
СЫН:
- Я бы, наверное, не испугался!
ПАЛОМНИК:
- Ну, не зря же тебя зовут так же, как и первого настоятеля Преображенского монастыря – Афанасий. Это имя переводится с греческого, как бессмертный.
Афанасий, основатель первого Метеорского монастыря, родился в небольшом греческом городке, рано осиротел и воспитывался дядей. Когда на его родной город напали враги, юноша попал в плен, но сумел бежать. Решив не возвращаться больше на родину и желая посвятить свою жизнь Богу, Афанасий отправился на Афон.
Здесь он изучал умную молитву и особое афонское мистическое учение, требующее полного безмолвия и сосредоточенности – исихазм. В поисках уединения Афанасий уходил все выше и выше в горы, залезал на самые неприступные афонские скалы, куда не могли пройти даже вьючные животные. И воду, и еду туда приходилось носить на себе. Однажды выдалась такая суровая зима и выпало столько снега, что Афанасий едва не погиб в горах. Но и после этого он не оставил своей любви к уединенной горной жизни.
В это время на Афон часто нападали пираты, поэтому монахи не могли жить спокойно. После очередного такого набега Афанасий вместе со своим учителем старцем Григорием решили вернуться на материковую Грецию. Здесь они облюбовали место у подножия неприступных скал, и поселились там. Узнав, что неподалеку живут Иноки с Афона, к ним потянулись местные жители и стали селиться рядом, желая получить духовную пользу. Постепенно и это глухое место оказалось для Афанасия чрезмерно многолюдным.
Он решил уйти жить на вершину самой высокой скалы. Она будто висела в воздухе, и Афанасий дал ей имя «Метеорон», что так и переводится – парящая над землей. Постепенно название Метеоры закрепилось за всей грядой скал, а самая высокая стала именоваться Большие Метеоры. Старец Григорий отказался идти вместе с учеником, считая, что жить на скалах слишком тяжело. Афанасий отправился один. Он поселился в пещере и стал молиться, потихоньку строя из камня церковь во имя Преображения Господня.
Сюда к Афанасию тоже пробирались желающие напитаться духовным опытом. Но только настоящие аскеты могли жить в таком глухом и опасном месте. Их-то и принял опытный монах в ученики. Вместе они молились, вместе строили свой храм, вместе по вечерам, глядя на бескрайнюю землю у ног, рассуждали о вечности. Целое поколение монахов воспитал Афанасий в Метеорах.
Когда Афанасий скончался, его Преображенский монастырь уже был построен. Он стал первым среди всех Метеорских монастырей, которых после немало появилось на окрестных скалах. Но бессмертная слава духовного первопроходца навсегда останется в этих местах за преподобным Афанасием.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер