Став членами Церкви Христовой, мы принимаем участие в Святых Христовых Таинствах — Причастии и Исповеди, молимся на службах, постимся, каемся. Никакая исповедь не возможна без искреннего покаяния. Покаяние — а по-гречески «метанойя» — переводится как «перемена ума». То есть покаяние — это неповторение греха, потому что ты изменил свое сознание, свой ум.
Мне кажется, что это и есть самая главная духовная задача человека, находящегося в Церкви, — изменить свой ум. Не изменить себя, а именно изменить свой разум, то есть, свой взгляд на привычные вещи, события, ситуации, людей. Сдвинуть с места эту каменную стопудовую плиту, которая у тебя в голове, повернуть угол ее расположения.
Как это сделать? Я узнала это с помощью одного замечательного, глубоко верующего человека, сестры милосердия, которой, к сожалению, уже нет в живых. Ирина обладала одним редчайшим человеческим качеством: слушая рассказ о каких-то личных переживаниях, она никогда не давала советов, но всячески поддерживала, говоря: «У Бога милости много», «Господь управит», «Помолимся»... Являясь очень интеллектуальным человеком, она была мудрой не своим умом, но отречением от своего ума, всецелым упованием на Божью волю. Наверное, единственный совет, который она мне дала — «Думай хорошо и о хорошем!», и всегда мне это повторяла, будто призывая к моему личному покаянию, к «метанойи».
В общении с Ирой я поняла, что нужно по-хорошему не иметь своего мнения. Всегда во всех вопросах прибегать к Помощи Божией через молитву и самоумаление: «Я не знаю, я могу сейчас ошибаться. Господи, помоги, подскажи, как правильно». Вот это доверие Богу, на мой взгляд, и есть первая ступенька к изменению ума. У православного человека, мне кажется, стоит очень интересная задача — найти себя настоящего. Такого, каким именно тебя задумал Господь. Откопать жемчуга своей души. И тогда ты сам удивишься, какой же ты красивый!
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств в Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Все выпуски программы Светлый вечер
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь был основан русскими монахами, пришедшими на Кавказ со Святой горы Афон в 1903 году. А 28 ноября 1904 года на горе Бештау уже был освящен Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монахи стали для Кавказских Минеральных вод защитниками Православия в трудные годы советской власти, а до революции были помощниками и просветителями, молясь за всех, привлекая своей добротой и искренностью в лоно Православной Церкви и людей, далеких от веры, и представителей иных религий. Но так происходит и в наши дни, когда на Бештау, где не сохранилось ни зданий первого монастыря, ни фундаментов храмов, пришли отважные люди, которые создали здесь такое удивительное красивейшее пространство, куда хочется приехать вновь. И потому что здесь необыкновенный Успенский Собор, который называют жемчужиной Кавказа, и множество святынь, и удивительный храм под открытым небом в честь Всех русских святых, подвизавшихся на Святой горе Афон, но главное, здесь звучит молитва, которая раскрывает сердца. И совершается она и на самой вершине Бештау.
О том, зачем в наши дни люди приезжают в обитель — наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
Бог в душе. Анна Тумаркина
Довольно часто приходится слышать от невоцерковленных знакомых: «Ну зачем тебе все эти молитвы, посты, богослужения? Веришь в Бога — верь, но Бог должен быть в душе, а это все... так. Внешнее.»
Отнюдь не считаю нужным оправдываться или переубеждать своих собеседников. У каждого своя мера воцерковления. И все же не люблю я это умозаключение: «Бог должен быть в душе». Давным-давно, еще в годы студенчества сама любила утверждать, что в моей душе присутствует нечто весьма значимое. И не просто нечто, а, скорее, некто.
В то время мы, студенты-филологи, часто увлекались различными модными идеями, религиозными и философскими течениями, новыми явлениями в культуре и искусстве. Охотно посещали выставки, конференции, интересные семинары. И было в нашем кругу довольно популярно заявлять о себе: я, мол, в душе поэт или философ, или артист. В моем случае — художник.
В этом, безусловно, нет ничего предосудительного, особенно для романтически настроенных молодых людей. Здорово чувствовать в душе художника: думать о прекрасном, мечтать о прекрасном, искать прекрасное во всем и во всех. Но есть одна проблема: этот художник, который в душе, ничего не создает в реальной жизни. Не пишет ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов. Разве что там, в душе... В воображении.
Мне кажется, что примерно то же самое представляет из себя так называемый «Бог в душе». Наверное, обладателю души он представляется великим, всемогущим, всеблагим. Но все это лишь в душе, это твой выдуманный субъективный бог. Воображаемый Бог в душе ведь и мир мог бы сотворить лишь такой же, каков и сам: воображаемый.
Разумеется, никого и никогда я не пытаюсь учить правильно веровать. Сама учусь этому всю жизнь. Но когда кто-то настойчиво пытается убедить, что Бог, якобы, должен быть в душе, отвечаю: Бог слишком велик, примерно так же, как мир всегда больше любого глобуса или карты, пусть и самой точной. И уж во много-много раз больше и реальнее, чем человеческое воображение.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение