Адрес храма Святителя Николая на Трёх Горах:
123022 Москва, Нововаганьковский пер., 9,
ближайшая станция метро "Улица 1905 года".
Схема проезда:

Контакты:
123022 Москва, Нововаганьковский пер., 9
Тел.: 8(499) 252-47-12
Адрес сайта:
http://www.ovco.org/hram
Никогда бы не подумал, что эта церковь самым непосредственным образом имеет отношение к Гимну Советского Союза, да, собственно, и к нынешнему Гимну России. И тем не менее… Ну вот, интригу заявили, и разъясним ее, как водится, в свое время…
Прародительницей Церкви Николая Чудотворца в Новом Ваганькове на Трех Горах, можно считать деревянную церковь Николы во Псарях, которая упоминается еще в документах 1628 года.
Псари же, в свою очередь, это место, куда как раз в то время перевели Государев Псарной Двор, отвечающий не только за охотничье государево дело, но и за содержание царских зверинцев.
А вот с происхождением названия Ваганьково несколько сложнее. Есть версия, что произошло название от слова «вагант», кое обозначало бродячих артистов. Другая версия происхождения – от слова «ваган» - выдолбленное из дерева большое корыто для кормления зверей. Лично мне оно кажется более вероятным. Хотя кто знает…
В 1695 году храм, надо полагать, обветшавший, перестроил живший рядом думный дьяк Гавриил Феодорович Деревнин. Он же в свое время построил и каменную церковь Илии Обыденного на Остоженке.
В конце XVII века Три Горы не отличались многолюдием и богатством населения, но буквально через полвека ситуация изменилась: место это стало дачным поселком состоятельных москвичей. Понадобился новый каменный храм, строительство которого началось в 1762 году. Сначала здание было небольшим, но его постоянно расширяли за счет строительства новых приделов.
Здесь же, по соседству с храмом на берегу Москвы-реки купцы Прохоров и Резанов основали ситценабивную фабрику, известную как Трехгорная мануфактура. Говорим мы об этом потому, что почти сто лет, вплоть до конца 19-го века, члены семьи Прохоровых была попечителями Свято-Никольского храма.
После эпидемии холеры 1848 года, Свято-Никольский храм перестроили, добавив обширную трапезную и высокую колокольню.
В 1900 году храм еще раз капитально перестроили по проекту известного архитектора Георгия Александровича Кайзера. Особо отметим, что точно по этому же проекту велись работы по восстановлению здания храма уже в наше время.
Однако вернемся к интриге… Как же церковь связана с Гимном СССР? А вот как. До закрытия храма, в 20-х годах одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров, который стал впоследствии автором музыки гимна СССР и основателем знаменитого Ансамбля песни и пляски Советской Армии.
Кстати, многие считают, и с этим трудно не согласиться, истоки весьма впечатляющих произведений Александрова находятся именно в русской духовной музыке.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема