…Прошел год или чуть больше, как из русской жизни ушел Александр Пушкин. Ушел, не предполагая, что лавры олимпийца-стихослагателя на время достанутся стихотворцу младшего поколения, фамилией которого впоследствии будут обозначать отсутствие вкуса и слово «бенедиктовщина» войдёт в литературный оборот. Что ж: поэту Владимиру Бенедиктову случалось бывать и безвкусным, но и случалось – часто, неоднократно – бывать и поэтом милостью Божией. Кстати, тот же Пушкин, которому одно время прочили Бенедиктова в соперники, и который ни чем не совпадал ни судьбою, ни происхождением с молодым поэтом, успел отметить его «удивительные» рифмы и обмолвиться о «превосходном сравнении неба с опрокинутой чашей».
Интересно, что обруганного Белинским и Добролюбовым, Владимира Григорьевича Бенедиктова почитали Вяземский и Тютчев, с ним дружил автор «Конька-Горбунка» Ершов, его любил Тарас Шевченко, а Некрасов и вовсе начинал с подражания стихам Бенедиктова…
А Господь наш, как помним, сохраняет всё, и в этом «всём» есть достойное место для лучших религиозных стихотворений человека, часто переживающего мучительное, тоскливое состояние пограничности, жизнь на переходе от мира земного – к горнему. Он писал об этом много и сильно. И, случалось, находил слова утешения:
Над нами те ж, как древле, небеса,
И так же льют нам благ своих потоки,
И в наши дни творятся чудеса,
И в наши дни являются пророки.
Бог не устал, – Бог шествует вперёд;
Мир борется с враждебной силой змия;
Там зрит слепой, там мёртвый восстаёт:
Исайя жив, и жив Иеремия.
Не истощил Господь своих даров,
Не оскудел духовной благодатью:
Он все творит, – и Библия миров
Не замкнута последнею печатью.
Кто духом жив, в ком вера не мертва,
Кто сознает всю животворность слова,
Тот всюду зрит наитье Божества.
И слышит всё, что говорит Егова.
И, разогнав кудесничества чад,
В природе он усмотрит святость чуда,
И не распнёт он Слово, как Пилат,
И не предаст он Слово, как Иуда,
И брата он, как Каин не сразит,
Гонимого с радушной лаской примет,
Смирением надменных пристыдит,
И слабого и падшего подымет.
Не унывай, о малодушный род!
Не падайте, о племена земные!
Бог не устал: Бог шествует вперёд;
Мир борется с враждебной силой змия.
Владимир Бенедиктов, «И ныне», 1859-й или январь 1860-го
Какие чистые, какие горячие стихи! Вот уж действительно – снова вспомним Пушкина – «бывают странные сближения», ведь все-таки безвкусица, та самая «бенедиктовщина» в нашем поэте органично присутствовала рядом с такой вот гармонией и несколько тяжеловесным новаторством. Это распознавали и те, кто любил его поэзию, как например, автор «Костра» («Мой костёр в тумане светит…») – Яков Полонский, который в старости, за несколько лет до начала века 20-го, издал творения Б енедиктова, сопроводив их сочувственным очерком.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема