Адрес храма Троицы Живоначальной в селе Останкино:
129515, г.Москва, ул 1-я Останкинская, д.7, стр.2
Схема проезда:
Контакты:
129515, г.Москва, ул 1-я Останкинская, д.7, стр.2
e-mail: trinitychurch@mail.ru
Телефон: (495) 686-32-23
Адрес сайта: http://www.trinitychurch.ru/
Стоит только сказать слово «Останкино», как перед взором мгновенно возникает Останкинская телебашня, или, скажем, кто-то вспомнит большой Останкинский пруд.
Телебашня - сооружение, безусловно, уникальное по многим параметрам. И, вне всякого сомнения, создатели ее заслуживают глубочайшего уважения.
Однако попробуем переломить тенденцию и рассказать о еще одной, не менее важной части – я не оговорился, именно части – Останкино. Части потому, что храм такой красоты не может быть просто деталью, элементом или, скажем, достопримечательностью.
Говорю я сейчас об удивительнейшей красоты храме - Храме Троицы Живоначальной, который считается одной из самых высших точек развития стиля, который называют «русское узорочье».
Описывать красоту храма словами – дело неблагодарное – кроме эпитетов в превосходных степенях сказать что-либо по делу чрезвычайно затруднительно. И все же я попробую. Планировка храма, построенного из красного кирпича, сама по себе достаточно проста и тяготеет к типичным для конца 17-го века простым квадратам. Но бог ты мой, как же храм декорирован! Кажется, что на стенах нет ни одного квадратного метра, который не был бы украшен. Напомню, что храм построен из красного кирпича. А вот все детали, собственно, и вытесаны из этого самого кирпича, да с таким мастерством и изяществом, что натурально поражаешься – неужели вот эту вот красоту можно сделать из простого кирпича! Однако же, оказывается, можно, что с блеском и доказали русские мастера.
Кстати, по массе деталей считается, хотя этому нет никаких документальных свидетельств, что архитектором храма был крепостной архитектор Павел Сидорович Потехин – имя, которое я просто обязан назвать, рассказывая о его творении.
Ну, и коснемся немного вопроса истории.
Первая деревянная церковь в Останкино (тогда это было село Осташково) известна с 1584 года, но в Смутное время она погибла. Новую деревянную церковь построил владелец села князь Иван Борисович Черкесский в 20-х годах 17-го века. А новая каменная церковь строилась почти 20 лет и была освящена полностью в 1692 году.
Позже разобрали шатровую колокольню и построили новую в стиле барокко. Но через 20 лет разобрали и эту колокольню, построив заново новую, опять шатровую колокольню.
Храм закрывался в начале 30-х годов, был частью музея, реставрировался и благополучно вновь открылся в конце 90-х.
И расположен он на 1-й Останкинской улице, дом 7, строение 2.
Псалом 31. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. С точки зрения науки основной признак человека современного вида — это развитая и сложная префронтальная кора. А что можно было бы назвать признаком человека разумного с точки зрения Библии? Ответ на этот вопрос звучит в 31-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 31.
Псалом Давида. Учение.
1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Моё над тобою».
9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
Беседовал я как-то с одним мальчиком о его поведении. Он понимал, что есть хорошие поступки и есть плохие, понимал, что родители ждут от него хороших и не очень ждут плохих. В будущем он хотел стать биологом и даже мечтал о Нобелевской премии. Однако в тот момент, когда мы говорили, он вознамерился жить по-своему, своим умом. И когда родители указывали ему в качестве примера, на то, как складывалась их жизнь других людей после тех или иных поступков, он говорил: «Я буду учиться на своих ошибках и точка». Заявление, конечно, и комичное, и тревожащее, ведь одно дело набивать шишки из-за неопытности, и другое дело сознательно отказываться от того, чтобы учитывать чужой опыт. Впрочем, есть надежда, что он повзрослеет и будет подходить к своей жизни, как человек разумный.
Именно о такой разумности и говорится в 31-м псалме, который мы сейчас услышали. Примечателен он тем, что читается во время Таинства Крещения, собственно, сразу после того, как человек троекратно погружается в воду. К сожалению, большинство из нас, как крещёные в детстве, сами этого не осознают, что, впрочем, должно компенсироваться правильным воспитанием взрослых, которые присутствуют во время совершения Таинства.
В псалме Давид радуется о человеке, чьи грехи прощены Богом и больше ему не вменяются. Иногда людям кажется странной идея прощения всех грехов в Таинстве Крещения, но, если подходить к Таинству правильно, всё будет более-менее очевидно и понятно. Проходя подготовку ко Крещению, человек не просто узнавал какие-то основы веры, но реально прекращал совершать смертные грехи, погружаясь в купель, умирал для прежней греховной жизни и воскресал для новой. Очень важно расслышать слова псалма: блаженны не просто те, кто был прощён, но и те, в чьём духе не было лукавства, кто, со своей стороны, вёл решительную борьбу с грехом.
Далее в псалме Давид от лица Бога говорит, что он не оставит такого человека, но наставит его на путь истины и будет руководить им в жизни. Однако и от самого человека Господь ожидает разумного поведения. Он просит людей быть именно людьми, и не вести себя, как животные, которыми приходится управлять с помощью железной узды, натягивая поводья. Речь, конечно, не о том, что такого человека он не направляет, просто для его направления приходится использовать радикальные средства. Того же, кто ведёт себя как разумный и помнит о заповедях, кто ориентируется на добрые примеры и избегает злых — окружает милость Божия. И он поддерживается Господом, торжествует и радуется, пребывая в общении с Ним.
Псалом 31. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 31. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 31. На струнах Псалтири
1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 "Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою".
9 "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе".
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
14 июля. О проповеди Евангелия через исцеление больных силой Божьей

Сегодня 14 июля. В День памяти Мучеников бессребреников Космы и Дамиана, пострадавших в Риме в 284 году, за богослужением читается отрывок из 10-й главы Евангелия от Матфея, где есть слова Христа: «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное».
О проповеди Евангелия через исцеление больных силой Божьей — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Христос обращается к ученикам, которых избрал для проповеди Евангелия, чтобы поняли, с какой миссией они пойдут просвещать мир. И помимо сказанного о приближении Царства Небесного, Господь наставляет учеников и добавляет: «Даром получили, даром давайте».
А это и есть отличительное свойство святых врачей-бессребреников. Они получили свои таланты даром от Бога, и их добродетель состояла в том, что они, во-первых, врачевали людей бескорыстно, а во-вторых, исцеляя тело, лечили и души приходящих, просвещали их истинной верой. За это вместе с мученическим венцом они получили награду от Бога.
Но и слова о Царстве Небесном тоже приличны по отношению к Косме и Дамиану, так как они проповедовали пришествие Царства Божьего в силе и были тому явными свидетелями и совершителями.
Их молитвами да поможет Господь и нам стяжать христианские добродетели.
Все выпуски программы Актуальная тема