«140-летие Императорского Православного Палестинского общества». Леонид Буланов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«140-летие Императорского Православного Палестинского общества». Леонид Буланов

* Поделиться

Леонид Буланов

У нас в гостях был доктор медицинских наук, советник председателя Императорского Православного Палестинского общества Леонид Буланов.

В юбилейный 140-й год с момента создания Императорского Православного Палестинского общества мы говорили об истории и современных задачах и проектах этого общества, а также о том, как могут быть связаны знания и вера, и почему науку часто противопоставляют религии.


Все выпуски программы Светлый вечер


К. Мацан

— Светлый вечер на радио «Вера». Здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. 3 июня текущего года, в день памяти святых равноапостольных Константина и Елены — что мне особенно приятно, в мои именины, — исполнилось 140 лет Императорскому Православному Палестинскому обществу. Вот об этом мы сегодня поговорим, об этой легендарной, важнейшей общественной организации. У нас сегодня в гостях советник председателя Императорского Православного Палестинского общества, доктор медицинских наук, Леонид Буланов. Леонид Алексеевич, добрый вечер.

Л. Буланов

— Добрый вечер.

К. Мацан

— Ну вот не в первой раз вы у нас в студии, уже традиция с вами беседовать на волнах радио «Вера». В прошлый раз мы с вами, напомню нашим слушателям, говорили о Кипрском отделении, православии на Кипре, и вы председатель Кипрского отделения ИППО. А вот сегодня повод большой, широкий, масштабный и торжественный — 140 лет Императорскому Православному Палестинскому обществу. Что это за дата для вас?

Л. Буланов

— Для меня это итог работы. И полностью с вами согласен, Константин, поскольку я бы еще добавил, кроме вот того, что вы говорили, — это историческое событие, историческое российское событие, это итоговая дата, то есть промежуток работы Общества за 140 лет, и подведение определенных итогов работы Общества, которое состоялось 3 июня, как вы сказали, в Доме русского зарубежья имени Солженицына. И первое — это собрание продолжалось весь день на самом деле, с девяти утра, с открытия выставки книжной — это издания книг научно-гуманитарных, то что посвящено Обществу. Потом это плавно перешло в пятую конференцию ИППО, где выступали лидеры ИППО. И в итоге, что хочется, приятно сообщить, было голосование, и всеобщим голосованием был снова избран председателем ИППО Сергей Вадимович Степашин, еще на пять лет. И у Сергея Вадимовича как бы получается, что есть и дата в этом году, что он председатель как 15 лет Общества.

К. Мацан

— Давайте, может быть, тем нашим слушателям, кто в самых общих чертах представляет, чем занимается Императорское Православное Палестинское общество, об этом расскажем. Почему Императорское, почему Православное, почему Палестинское?

Л. Буланов

— Все, я думаю, что достаточно просто — это осталось историческое название. Александром III было учреждено Общество окончательно в день Константина и Елены — 3 июня 1882 года. И первым председателем ИППО был Сергей Александрович Романов, а к сожалению, после его трагической гибели, вторым председателем стала его жена, Елизавета Федоровна, тоже Романова, и была она с 1905 по 1917 год. Как очень хорошо говорит Сергей Вадимович, что русские ее не смогли арестовать, а арестовали латыши, которые пришли и арестовали ее. Ну а всю дальнейшую историю, она очень хорошо известна, я думаю, что я не буду ее пересказывать. И вот это была такая большая достаточно веха работы Общества, где Общество сделало очень много что, в том числе и на Святой Земле. Вот Кипру тогда уделялось не столько большое внимание, но все равно паломники ехали вначале на Кипр, как мы когда-то с вами уже это подчеркивали, потом в Святую Землю — через Яффу, из Одессы. И, конечно, больше, чему уделяло Общество, это научные работы и работы, связанные с паломничеством. Ну тогда было очень актуально, и добраться до Святой Земли это было не просто, как сейчас, в общем-то, или в современном мире, это значимо быстрее: там сел на самолет и добрался. Это было важно для русского православия, для русских паломников. Как известно, что паломничество — это итог происходящего, итог верующего человека, и это очень важно. И вот всем этим на огромнейшем пути Императорского Православного Палестинского общества и занималось Общество. Императорское, православное — понятно, вот я уже объяснил. Императорское Православное Палестинское общество. Вот понятием Палестины, по сути говоря, до 45–46-го года это и была вся территория Израиля и нынешней Палестины. Туда же входил и Ливан, Сирия, то есть это было тогда, это была все Турция, но это была вся Святая Земля. Вот это понятие было Палестины как Святой Земли. Не палестинцев нынешних, а это все была Палестина — Святая Земля. Конечно, часть нынешней Палестины сейчас тоже туда входит — Иерихон, и Вифлеем, нынешний святой город, где родился Иисус Христос, Иерихон — это все понятие Палестины в том числе, конечно.

К. Мацан

— Если сегодня паломник приезжает на Святую Землю, с какими результатами труда Императорского Православного Палестинского общества он сталкивается?

Л. Буланов

— Ну во-первых, на данный момент руководящую роль занимает РДМ.

К. Мацан

— Это Русская духовная миссия.

Л. Буланов

— Русская духовная миссия в Иерусалиме, да. А Императорское Православное Палестинское общество — это больше научно-гуманитарная работа и Сергиевское подворье, то есть где и находится центр ИППО на Святой Земле.

К. Мацан

— Сергиевское подворье в Иерусалиме.

Л. Буланов

— Да. А РДМ и ИППО — это тесно связанные организации. То есть вот до чего мы еще не дошли, но очень хорошо на собрании 140 лет ИППО Сергей Викторович Лавров сказал, что это совместная, то есть ИППО — это совместная работа Министерства иностранных дел и Русской Православной Церкви. То есть это вот соединение и работа в том числе на не только российских землях, в России, в регионах, но и за рубежом. На данный момент 32 представительства за рубежом, и более 60 региональных отделений в Российской Федерации.

К. Мацан

— А назовите какие-то еще представительства. Вот Кипрское, вы сказали.

Л. Буланов

— Израильское. Но есть устав ИППО, то есть мы будем исходить из документов, где интерес ИППО падает на юго-восток — Ближний Восток, юго-восточную часть, к чему и относится. Израиль, Палестина, Кипр — это юго-восток Ближнего Востока. Ливан. Ну в Ливане, насколько я знаю, все-таки будет открываться отделение, и везде есть представительства. И Сирии, конечно, и в Сирии есть представительство ИППО.

К. Мацан

— Вы сказали, что ИППО — это сегодня в первую очередь организация, которая занимается научной и гуманитарной деятельностью. Какие проекты в этом направлении самые яркие для вас?

Л. Буланов

— Ну вообще вот выступающие на V Конференции, они сказали, что вообще в принципе в каждом отделении, как и региональном так и зарубежном, должен быть научный центр, который будет изучать наследие ИППО и, естественно, что та территория, на котором находится отделение. Ну здесь очень предметную работу — я не могу говорить об отделениях как таковых во всем, хотя к 140-летию ИППО издана энциклопедия, она так и называется: «Энциклопедия Императорского Православного Палестинского общества: 1882–2022 — 140 лет ИППО». Ну это огромнейшая книга и это огромнейший труд, где, в общем-то, все основное сказано о самом Обществе. Общество, конечно, очень значимое, и не только в нынешней Российской Федерации большое внимание ему уделяется, но и при императорах, до революции уделялось очень большое внимание. То есть вот эта вот деятельность, совместная с РПЦ, она очень много что значит. Нынешний митрополит Антоний, митрополит Марк, Рязанский и Михайловский — это заместители Сергея Вадимовича, которые вместе работают в Императорском Православном Палестинском обществе.

К. Мацан

— На прошедшем 3 июня торжественном мероприятии было очень много, как понимаю гостей, участников, что еще было такого значимого, важного?

Л. Буланов

— Ну там было очень много что значимого. Я пока открою небольшой секрет, который уже, в принципе, состоялся: то есть я являюсь продюсером фильмов, которые создаются. То есть это документально-хронологический фильм, мы вместе делаем это с киностудией «Икона» — то есть это будет такая книжечка, разворачивающаяся очень красиво, где будет записано все собрание, все речи, начиная от членов ИППО, заканчивая VIP-лицами, политиками, научными деятелями. И я думаю, что даже будет представление документально-хронологического фильма в Доме русского зарубежья, по всей видимости, в конце августа. Они будут загружены на YouTube — ну просто можно будет посмотреть, не только на премьере. А дадим ли мы на телевидение — ну вполне возможно, но вряд ли, потому что это действие ИППО, которое записано. Важно, что происходит, то мнение людей, те знания — это же мнение ученых не только там Российской академии естественных наук (РАН), которое они высказывали, это мнения политиков. Прекрасно, например, говорил Евгений Александрович Примаков, Ольга Любимова, министр культуры — то есть соединение ИППО, очень тесно сотрудничает. Как я уже говорил, Сергей Викторович Лавров, очень такая у него серьезная речь была. Я думаю, что это надо слушать. Как раз позавчера журнал «Наука и религия» выпустил мою статью, она так и называется: «140 лет ИППО», где я кратко попытался на четырех страницах сказать о данном действии. Вот это историческое действие, потому что в любом случае подведение итога происходящего — это историческое действие.

К. Мацан

— Советник председателя Императорского Православного Палестинского общества, доктор медицинских наук, Леонид Буланов, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Вот вы упомянули, что ну это известный факт, что длительное время председателем ИППО до революции была святая мученица, преподобномученица Елизавета Федоровна, одна из самых любимых святых у сегодняшних верующих. И я вот просто свидетельствую, что кого ни спросишь, дочку Лизой назвали — ну конечно, в честь Елизаветы Федоровны. Образец святости, чистоты, красоты, кротости, принявшая мученическую смерть, исповедавшая веру, не уехавшая из России, хотя была возможность у урожденной немецкой принцессы из России уехать в годы революционного лихолетья. Вот какая память хранится о ней в ИППО? Насколько вообще ее облик, ее образ важен для сегодняшней деятельности организации?

Л. Буланов

— Вы знаете, я принес на радиостанцию памятную медаль, она так и называется: памятная медаль «140 лет Императорского Православного Палестинского общества». Автор этой медали я и заслуженный художник Российской Федерации, Сергей Квашнин, к сожалению, ныне покойный. И по разрешению Сергей Вадимовича эта медаль была издана, и по решению Совета. То есть не издается памятная медаль: просто захотели и взяли — это должен решить только Совет. Ну это я как бы к авторитетности медали. И вот на изображении памятной медали изображена святая Елизавета, второй председатель ИППО, и с другой стороны — первый председатель ИППО, Сергей Александрович. Вот уже то что, предположим, сделано, это уже есть память о происходящем. Везде в основных залах здания Императорского Православного Палестинского общества висят портреты Елизаветы Федоровны, и в залах заседания, и везде образ ее присутствует. Всегда все члены ИППО и не только, все знают, что святая Елизавета, она покровительствует Императорскому Православному Палестинскому обществу. Мы вот с Сергеем Вадимовичем в 2018 году в республике Кипр ставили стелу и памятную доску, посвященную 100-летию со дня ее трагической гибели. На территории Тамасской и Оринисской епархии, у митрополита Исаии. Ну это только такие вот как бы вехи происходящие, которые я сказал. То есть всегда Императорское Православное Палестинское общество почитает ее, все что связано даже с изданиями книг, это присутствует. И ее имя практически упоминается на каждом собрании.

К. Мацан

— А существует, насколько я знаю, Молодежное отделение Императорского Православного Палестинского общества. А вот чем оно занимается, и почему возникла необходимость именно Молодежного отделения, в чем его специфика?

Л. Буланов

— Ну Сергей Вадимович вообще особое внимание дает тому, чтобы молодежь приходила в Императорское Православное Палестинское общество, молодые люди. Возглавляет ее, председатель отделения Олег Робинов — это человек очень прогрессивный, очень много что делающий, я думаю, что и для общества, и для православного общественного движения. Действительно мы хотим, чтобы было больше молодежи, чтобы молодежь приходила именно. И я думаю, что здесь стоит призвать, чтобы смотрели за деятельностью молодежной деятельности на сайте Императорского Православного Палестинского общества, он называется https://www.ippo.ru/, и больше вникали, что же можно сделать для православия, для ИППО, для людей, для общества, что же вот можно сделать такого положительного. Я думаю, что, может быть, каждый человек из молодых людей найдет свою нишу.

К. Мацан

— А что, например, уже сделано?

Л. Буланов

— Я думаю, что это надо спросить у председателя Молодежной секции все-таки.

К. Мацан

— Ну хорошо, тогда я спрошу о другом, но у вас. Мы упомянули, что вы глава Кипрского отделения ИППО, и наверняка тоже и Кипрское отделение к юбилейному году или в юбилейный год свой вклад внесло, что было сделано именно на вашем направлении?

Л. Буланов

— Мы здесь вместе работали с Императорским Православным Палестинским обществом, конечно. Кипрское отделение это часть происходящего, и традиционно, потому что это одно из отделений, которое было создано первично, и оно является таким активным членом происходящего. Мы, например, выпустили фильм достаточно, вот повтор фильма «Паломничество Россия—Кипр—Святая Земля», но в юбилейной упаковке к 140-летию, могли получить его гости. Мы в январе месяце еще провели конференцию, научно-гуманитарную конференцию «Паломничество Кипр — Святая Земля», где подвели научно-хронологический итог этим действиям, мной была написана книга по этому поводу. Конференция была очень интересная, такая вот действительно научная, с гуманитарно-православным подчеркиванием, где много кто были и участвовали в конференции, но я не буду об этом рассказывать, можно посмотреть в новостях. Как я уже сказал, была выпущена Кипрским отделением и памятная медаль, и грамота. То есть мы и принимали достаточно активное участие в самом юбилейном собрании, и сейчас Кипрское отделение подводит итог. Ну, естественно, не окончательный итог юбилейного года, но итог, связанный с юбилеем, и выпускает фильм, посвященный собранию, в двух частях, документально-хронологический фильм.

К. Мацан

— Вот вы упомянули, что на мероприятиях торжественных, посвященных 140-летию ИППО, выступал Сергей Лавров, министр иностранных дел, выступала или присутствовала, как минимум, Ольга Борисовна Любимова, министр культуры, Евгений Примаков, глава федерального агентства по работе с соотечественниками за рубежом.

К. Мацан

— Россотрудничество.

Л. Буланов

— Да, известный журналист. Вот явно, что есть у государства запрос и заинтересованность в сотрудничестве с ИППО. А в этом смысле что дает и может давать и обществу, и государству такого-то вот уникального, своего, такую вот экспертизу ИППО?

Л. Буланов

— А что может давать научно-гуманитарная организация?

К. Мацан

— А вот к вам вопрос.

Л. Буланов

— Тем более православная организация. Перед Новым годом как бы Патриарх написал, что ИППО является православной организацией. Что может давать? Несение культуры, знаний, науки, гуманитарного движения. Ну вот вы сказали о Евгении Примакове, у ИППО с Россотрудничеством давным-давно подписан договор о сотрудничестве, потому что сами зарубежные отделения именно состоят в том, что в работе с посольством и в работе с Россотрудничеством. То есть Россотрудничество это площадка, там где может принимать участие Императорское Православное Палестинское общество, поэтому подписан договор о культурном и деловом сотрудничестве с Россотрудничеством, да. Вот это и есть такие вехи, пересечения. Ну, по-моему, государству вообще интересно общение не только с научными организациями, но с общественными, тем более с такими значимыми. Это очевидно, и как бы это все просматривается, и в современной прессе то что опубликовано, в интернете, это уже, значит, можно набрать и посмотреть даже.

К. Мацан

— А я еще почему об этом спрашиваю, потому что общественных организаций много разных. Православных общественных организаций меньше, но они тоже есть. А вот православных общественных организаций с 140-летней историей — пожалуй, только одно есть.

Л. Буланов

— Одно, абсолютно так.

К. Мацан

— И в этом смысле это и какой-то авторитет традиции, и преемственность, и, пожалуй, такой немаловажный аспект, как связь с дореволюционной Россией, которую сегодня часто ищут, пытаются нащупать, пытаются вот осмыслять историю России в ее единстве, как некую смену разных периодов, разных систем, но тем не менее историю, остающуюся единой историй русского народа. И в этом смысле ИППО такой значимый пример того, что связь с дореволюционной Россией реально поддерживается, связь в первую очередь духовная — через там присутствие Елизаветы Федоровны, через то, что сами идеалы и задачи миссии с тех же самых пор, в общем, остаются теми же самыми, да: содействие паломничеству, просвещение и так далее. Вот как это чувствуете, что вы об этом думаете?

Л. Буланов

— Такие идеалы у ИППО и были всегда. ИППО основывалось на свой устав, где это все и прописано. И Сергей Вадимович, председатель, очень часто подчеркивает, что Императорское Православное Палестинское общество — это самое старая или старшая организация в России. И, естественно, тот опыт, который имеет ИППО, ни одна из общественных организаций не имеет. Возникают да, действительно много общественных организаций, и это очень хорошо, но будут ли они существовать, имеют ли они такую основу историческую — ну не знаю, здесь, наверное, нужно смотреть. Но значимых общественных организаций — их раз, два три, четыре и обчелся. Так что я думаю, что многим нынешним зарождающимся общественным организациям нужно смотреть на ИППО как на пример происходящего и понимать, что такое вообще научная, общественная работа, работа с Церковью. Потому что ведь организация-то православная может возникнуть, но она не будет одобрена Русской Православной Церковью, а почетных членов ИППО возглавляет Патриарх Кирилл. И очень много священников членов ИППО, очень много региональных отделений возглавляют митрополиты. Так, предположим, во Владимирской области возглавляет митрополит Владимирский и Суздальский, ну и так далее — здесь можно очень много таких примеров привести. Не только, кстати, митрополиты, но и государственные деятели. И вот такое слияние, как вы говорите, то есть вас интересует вопрос, насколько сильное это слияние. Но это слияние, оно, я думаю, что даже стало само собой вот это произошло. То есть это зависит от тех авторитетных еще людей, которые возглавляют отделения, которых находятся в отделениях, в основном в Обществе это достаточно авторитетные люди.

К. Мацан

— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» советник председателя Императорского Православного Палестинского общества, доктор медицинских наук, Леонид Буланов. В студии у микрофона Константин Мацан. Не переключайтесь.

К. Мацан

— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. В студии Константин Мацан. В гостях у нас советник председателя Императорского Православного Палестинского общества, доктор медицинских наук, Леонид Буланов. И всю первую часть программы мы разговаривали об истории Императорского Православного Палестинского общества — ИППО, о его структуре, задачах и проектах. Ну а теперь я хотел бы расспросить вас еще и о, скажем так, личном вашем опыте участия в жизни ИППО. Вы много путешествовали и путешествуете, вы были в разных местах, вы упоминали, что вы глава Кипрского отделения — это множество встреч, людей, лиц, разговоров, святынь в конце концов. Вот расскажите о тех самых каких-то памятных для вас, важных поездках, встречах, которые вот за годы вашей работы в ИППО у вас в сердце так вот откликались и до сих пор согревают воспоминаниями.

Л. Буланов

— Ну я думаю, что их очень много было. Здесь очень трудно сказать даже, что, может быть, самое выдающееся. Но одно из именно паломничеств, которое мне запомнилось — я все-таки называю это не туристическое путешествие, а паломничество — это в 2018 году 18 августа, это гора Фавор, Израиль. То есть это на Преображение Господне Кипрское отделение, в небольшом составе было на горе Фавор. Кстати, если вы наберете в YouTube, это можно увидеть. И о чем здесь можно особенно сказать, что нам удалось снять облако то, которое сходит после благодатной молитвы Патриарха Иерусалимского на гору Фавор. Причем вот даже можно сказать такую вещь, что многие находящиеся на самой горе во время молитвы — потому что облако сходит где-то в три, полчетвертого, оно сходит постепенно, — они не видят его, а вот мы увидели. Причем на фотоаппарате — очень интересно — оно получается в виде звездочек светящихся. Это достаточно глубокая ночь, и в 2018 году было порядком 10 тысяч паломников на самой горе Фавор. Это было официальное паломничество почему, потому что я написал через РПЦ в РДМ, что с просьбой именно осветить. Мы освещали это даже как журналисты, и дали информацию на сайт ИППО и на другие — всем было очень интересно. Причем действительно вот что удивительно, что некоторые видят это облако, некоторые нет. Причем снимают вот на телефоне, на современных гаджетах, некоторые в гаджете даже не могут видеть.

К. Мацан

— А с чем это связано, как вам кажется?

Л. Буланов

— Мне кажется, что с тем, что не все так близки к Божеству и не все могут это видеть.

К. Мацан

— Ну то есть есть чудо веры: пока не веришь, не увидишь чуда.

Л. Буланов

— Ну можно и так сформулировать, можно и так.

К. Мацан

— А вот для вас лично работа в ИППО стала ли каким-то важным этапом именно на пути к вере и в вере? Вот какие главные открытия вы для себя здесь совершили?

Л. Буланов

— Знаете, я уже выступал на радио «Вера» и говорил, что я из ну нельзя сказать верующей семьи, поскольку я еще ходил в школу и в институт при коммунистах. Но это была почти верующая семья, и моя бабушка была глубоко верующим человеком. И это все было, наверное, как постепенный процесс, вот не в один день, это не может быть в один день, потому что это духовность. Это постепенный процесс, который зависит в том числе, мне кажется, не только что ты из какой семьи, но и от ценза образования. Вы знаете, Николай Иванович Пирогов это был глубоко верующий человек, известный русский военный хирург, анатом, который первым описал патологическую анатомию с разрезами. Но при коммунистах никогда не говорил, что это был глубоко верующий человек. Потому что, в общем-то, изучение истории медицины — я думаю, что это нужно для каждого врача, чтобы понимать, а какие были личности в медицине. Но каждую операцию он начинал с молитвы, с такой искренней молитвы, и раньше его биографы не упоминали, но сейчас это стало упоминаться. Да и не только Пирогов, это и Иван Павлов, Илья Ильич Мечников, нобелевские лауреаты, это все были глубоко верующие люди, хотя это были ученые огромнейшей известности.

К. Мацан

— Не говоря уж о Луке Войно-Ясенецком.

Л. Буланов

— Да, ну это конечно. Также и Сергей Боткин, это были верующие люди. Кстати, Сергей Боткин, он занимался большой общественной деятельностью. Ну общественная деятельность у врачей это была несколько другая, чего сейчас невозможно сделать — это были открытия таких, скажем, центров медицинских, на которые сами же врачи и давали деньги для их содержания, чем вот еще Боткин известен.

К. Мацан

— А вот для вас как для врача — мы вас представляем как доктора медицинских наук, — в личном смысле чем важен пример великих врачей, верующих людей, ваших предшественников?

Л. Буланов

— Это определенная работа, медицина, которая под собой подразумевает, как Гиппократ сказал знаете, такие слова Гиппократа, мне они очень нравятся: хороший врач подобен богам, медицина — это искусство. Ну здесь речь не идет о православии, о восприятии, то есть определенном уровне врача, который может достигнуть в искусстве определенного верха, в искусстве медицины. Конечно, это можно назвать искусством, это и наука, и искусство. Вот как бы Гиппократ это сказал, а сделать и развернуть эту идею скорее всего могли русские врачи, начиная с XIX века. Потому что, наверное, скорее всего мировая медицина вначале перешла к арабам, Авиценне, потом в Средневековье она развивалась крайне слабо, но она все равно была у европейцев. И уже в XIX веке она перешла в Россию и оказалась у ныне известных врачей, чьи имена мы уже назвали. И вот они здесь, я думаю, что соединили и православие, и медицину. Потом богословие, оно и преподавалось в медицинских институтах до революции. Сейчас, конечно, нет. Но мне кажется, что надо ввести обязательно.

К. Мацан

— А богословие преподавалось или Закон Божий?

Л. Буланов

— И Закон Божий, и я думаю, что в него же включалось богословие.

К. Мацан

— А вот часто врачей считают в каком-то смысле скептиками в отношении религии, веры. Само собой есть отдельные выдающиеся примеры людей верующих, которые по профессии врачи, но есть такое мнение, что в целом профессия врача как таковая, как профессия, скорее располагает к неверию нежели к вере. Ну потому, что человек изучает, как устроен другой человек, он в нем знает все про то, как работает мозг, внутренние органы, душа там не обнаруживается со скальпелем и микроскопом, не идентифицируется никак. И поэтому человек, который вот так вот смотрит в первую очередь на телесный, вещественный состав человеческого существа, скорее вот, считается, более склонен к неверию, нежели к вере. Что вы об этом думаете?

Л. Буланов

— Я думаю, что вы абсолютно неправы. Любой врач, то что вы говорите, видит анатомию, можно не понять вообще, как она работает. То есть без какой-то божественной силы как можно оживить клеточную систему, и как она заработает? Это непростое дело. Потом видя определенные действия в медицине, которые никогда не объясняются даже какими-то, исцеления не объясняются чисто теорией медицины, то здесь, я думаю, конечно, врач быстрее придет к Богу, нежели чем обычней человек. Когда он встречается с огромным количеством людей, именно болеющих и надеющихся на что-то, я думаю, что я лично не встречал врачей-атеистов.

К. Мацан

— Серьезно?

Л. Буланов

— Да, я не встречал. Я вообще к врачам отношусь очень хорошо, и всегда занимаю двумя руками их позицию. А может быть, и есть где-то оголтелые атеисты, но я такого не встречал.

К. Мацан

— Советник председателя Императорского Православного Палестинского общества, доктор медицинских наук, Леонид Буланов, сегодня у нас в программе «Светлый вечер». Вот вы уже упомянули сегодня паломничество на Святую Землю, на гору Фавор, в места на Преображения Господня. Это облако, которое там возникает и которое, как считают...

Л. Буланов

— Сходит облако, сходит на гору Фавор.

К. Мацан

— Да, сходит, которое считается чудом, чудесным явлением. И вот мне однажды тоже доводилось общаться с доктором, геологом, минералогических наук, Павлом Флоренским, внуком великого русского философа, который долгое время возглавлял комиссию Московской Патриархии по чудесам и, скажем так, боролся с лжечудесами. И их комиссия собирала данные, свидетельствующие о том или ином чуде, вот они там подтверждали или опровергали какие-то явления. И вот тоже доводилось им замерять это облако, приборами, а сам он ученый, естественник, что называется, и человек, не принимающий ничего просто так на веру, в плохом смысле не принимающий. И вот он своими размышлениям делился, говорил, что такое чудо, вот для чуда нужен чудовидец — вот то, о чем мы с вами говорили. Человек может приехать на гору Фавор, посмотреть на это облако и ничего не увидеть. А рядом стоит другой, верующий, который к этому чуду готов, он об этом чуде у Бога просил, и Господь посылает ему это чудо, и он видит. А вот для вас, как для врача, категория чуда что это такое?

Л. Буланов

— То, что нельзя объяснить научно. Флоренский, я думаю, что молодец, тем более что он доктор наук. Но смысл происходящего не в этом. То что он собирается опровергать то, что было веками, я думаю, что это бесполезное занятие. Святая Земля — это три вещи, которые неопровержимы...

К. Мацан

— Кстати, Флоренский, вовсе не в этом его цель была. Я этого, ну по крайней мере не собирался этого говорить и это не имел в виду.

Л. Буланов

— Я знаю Флоренского.

К. Мацан

— Это комиссия церковная, которая, скажем так, хочет помочь людям избавиться от каких-то лжечудес, но засвидетельствовать настоящие чудеса. И вот те чудеса, которые он видел на Святой Земле, и целый коллектив людей приезжал это чудо замерять, они подтверждают, что это чудо есть, оно было, оно явлено, оно не выдумка.

Л. Буланов

— На Святой Земле есть три чуда — это схождение огня, водосвятие и на Преображение Господне на горе Фавор сходит облако. Вот эти вот три чуда, которые были из века в век, из столетия в столетие. Вот эти три чуда, которые и бывают. И все паломники, которые едут, они в любом случае хотят попасть именно на эти праздники. И на водосвятие, нисхождение огня, конечно, это не всем удается, потому что это действительно массовые паломничества. Но кому удается, это будет очень хорошо. Чудеса нельзя, я думаю, что как-либо объяснить, и комиссия при Патриархе это очень здорово все классифицирует, и действительно это что-то, не поддающееся объяснениям. То есть как я ранее сказал, это не научное действие. Вот это соединение, знаете, науки и религии, вот я в журнале «Наука и религия» 30 лет как автор, это и хотят сделать, я думаю, что давным-давно, еще до создания самого журнала. Журнал пытается это сделать более 60 лет, но ему это не удается.

К. Мацан

— Это сделать — это что, соединить науку и религию?

Л. Буланов

— Соединить науку и религию и рассказать об этом. Рассказать это возможно, но соединить это нельзя. Все-таки это разные вещи, и соединению они не подлежат. Даже если вы в интернете наберете в поисковике: «наука и религия» — выйдут миллионы ссылок, не столько выйдет на что-либо другое, как не на сам журнал «Наука и религия», а на все то что пытается соединить, но это вещи несоединимые. То есть чудо, то что вы хотите, ну вот сказать об этом, это невозможно как либо объяснить, это просто происходит и все.

К. Мацан

— А бывает, не знаю, во врачебном сообществе, может быть, вы в таких диалогах участвовали, что произошло исцеление, человек выздоровел вопреки всем, не знаю, прогнозам, например. И один врач говорит: это чудо. А второй ему отвечает: да нет, ну какое чудо? Мы, врачи, такими категориями — ну я сейчас условно говорю, — не должны оперировать. Это просто мы еще этот механизм не изучили. Получше изучим — поймем, что это не чудо, а вот так организм на самом деле сработал.

Л. Буланов

— Вы берете такие понятия как... такие общие понятия. В медицине так не говорится. Рассматривается каждый конкретный случай в отдельности. То есть мы не можем говорить, что, значит, человек пришел к врачу, если он пришел к врачу, значит, врач занимается с ним — назначение лекарственных препаратов, терапию — это и есть эффект медицины. Если это происходит в Церкви — это значит, происходит в Церкви. Если это соединяется и дает какой-то результат — пусть это соединяется и дает результат. На мой взгляд, так это должно быть. То есть вот это соединение и должно дать результат. Вот если вы хотите меня к этому подвести, то так и должно быть. Истинная медицина или правильная медицина и точное и последовательное православие, и выполнение канонов даст определенный результат, это без всякого сомнения. Если вы хотите. Но человек сам должен что-либо делать. Вот книга «Остеопатия на кончиках пальцев», которая она и вышла, даже если человек не идет к врачу...

К. Мацан

— Это ваша книга?

Л. Буланов

— Да, это моя книга. Она вышла в 2021 году, вот сейчас она переведена на английский язык. Надеюсь, что это не только научная будет работа, но и практическая. Вот человек должен, нет понятия самолечения, но есть понятие самопомощь. В принципе вот эта книга направлена на то, чтобы она помогла людям. Возможно ли такое? Конечно, возможно. И если это будет сопровождаться религиозными действиями, я думаю, что это, конечно, поможет, почему нет. Без всякого сомнения. Я думаю, что здесь все со мной даже и согласятся. Это ортодоксально было, вот почему мы говорили, что дореволюционной медицины... Кстати, вот почему я почитаю святую Елизавету, потому что, в общем-то, она сделала вот все медсестринские и врачебные дела медпомощи и в Первую мировую войну, и в японскую войну, это все были ее действия. То есть развитие Красного Креста, которое началось в конце XIX века, а точнее в 1862 году, оно было крайне вялое в России. И только Елизавета его значительно оживила. То есть вклад в медицину святой Елизаветы был очень большой. Она не только реабилитировала воинов, которые могли лишиться ног, предположим, учила их вязать, и за вязание воин получал деньги хоть какие-то. Ему же надо было жить, это же крестьянин, который пошел в армию, он получил ранение, его надо было лечить, чем и занималась, кстати, Марфо-Мариинская обитель, которая в Москве и сейчас находится на том же месте. И она обучала его действию. Это мне даже рассказывала сама игуменья монастыря, кстати, Елизавета. Вот чем Елизавета Федоровна и занималась. И это было, конечно, в общем-то, на мой взгляд, впечатляюще, что нам сейчас и не хватает. Тот же Евгений Чазов, знаменитый кардиолог, доктор медицинских наук, он очень хорошо участвовал, медицина в дипломатии. То есть по распоряжению Брежнева и Андропова тогда они создали центр, где принимали и африканских друзей, и политиков, и лечили там, и азиатских, и даже европейских. И это было такое налаживание отношений, чего, на мой взгляд, сейчас не хватает, и очень хорошо, если бы это было, я думаю, что помогло бы это всем. А ИППО, в том числе оно же оказывало действие не только помощью деньгами. Из пяти, предположим, до революции копеек, который паломник расходовал на нужды паломничества, три оплачивало ИППО. И не только давало еду ему и кров, но и давало и медицинскую помощь. Вот почему в начале книги, Сергей Вадимович подписал книгу, и на ней написано: в помощь паломникам и пилигримам, отправляющимся по пути паломничества. То есть, на мой взгляд, и книга здесь должна помогать. Паломник должен быть достаточно таким, физически сильным человеком. Мы предположим на гору Фавор, вот о чем мы затронули, поднимались порядка полутора часов. Спускались мы выше. Это гора выше уровня на 800 метров. Это шел поток людей, некоторые поднимались, кто более слабый или уже в возрасте, поднимались на маршрутных такси. Мы пошли пешком. То есть паломник должен быть подготовленным. Паломнику в среднем надо делать порядка 20 тысяч шагов, если это ближневосточное паломничество, то лететь тысячи километров. Это по-другому никак не будет, поэтому паломник должен быть и физически подготовлен.

К. Мацан

— Здоров.

Л. Буланов

— Да, конечно. И ИППО занималось этим. Ну вот в данном случае в ИППО, я, наверное, может быть, в единственной ипостаси, но по крайней мере что-то издается ИППО, данные книги, это немаловажно. И сейчас, если вы пройдете по Святой Земле и старому Иерусалиму, то увидите армянский госпиталь, госпиталь госпитальеров, мальтийцев, он до сих пор там присутствует, и у Иордана. Так что это было всегда и будет, не только Красный Крест, но и те организации, которые всегда участвовали в жизни паломников.

К. Мацан

— У нас недавно в гостях на радио «Вера» были преподаватели Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия. И это училище профессиональное для медсестер и медбратьев, но вот выросшее из церковных курсов сестер милосердия. И они рассказывали тоже такой исторический факт, который я, честно говоря, не знала, что вообще институт медсестер в России вот формировался, вырастал из церковной активности сестер милосердия. Вот такой интересный вклад Церкви в развитие общества, государственной медицины, взаимопомощи и так далее. Любопытная вещь. Я просто вспомнил в связи с тем, что вы рассказываете.

Л. Буланов

— Ну я уже об этом сказал, да.

К. Мацан

— А вот вы упомянули: наука и религия — важнейшая тема. Да и особенно на радио «Вера» важнейшая, потому что не секрет, что критика религии, как правило, идет со стороны людей, которые ассоциируют себя с научным мышлением. Я специально так аккуратно говорю: со стороны ученых, потому что ученые разные. А вот именно человек говорит: я не верю в Бога. Спрашиваешь: почему? Ну потому, что я за научное мышление. Как если бы это были вещи прямо взаимопротивоположные. Наука и религия, вот научное мышлении и религиозное сознание, или можно сказать шире, научное мировоззрение, опирающееся на факты, доказательства, эксперименты и религиозное мировоззрение, которое начинается с веры в откровение. Вот вам тоже наверняка доводилось с такой, скажем так, с таким скепсисом отношения к религии сталкиваться. Вот как вы реагируете на это?

Л. Буланов

— Вы знаете, я здесь вспоминаю слова Павлова, который сказал: я ученый, и я верю в Бога. Вот кто там, что сказал, что кто как объясняет, я думаю, что на это не надо очень много обращать внимания. Потому что сколько людей, столько и мнений. Знаете, сколько врачей столько и мнений. Потому что, если мы так будем вдумываться, мы будем запутываться и не видеть истины. Вот такой вот, или так, или так. Может ли быть ученый верующим? Конечно, может быть. Ну если он неверующий — это его личное дело, и я думаю, что это ошибка человека. Если он собирается ходить с этой ошибкой — ну, пожалуйста, пусть ходит. Никто этому не возражает. Религия — это не форма агрессии, а это форма гуманитарного религиозного мышления. Ну, наверное, надо «религиозного» поставить на первое место, конечно. И религию надо очень хорошо знать. Человек религиозный, если вы обратите внимание, то это человек образованный очень. И человек должен очень хорошо знать все четыре Евангелия, Библию, все храмы, которые существуют вообще в мире — ну в данном случае я имею православие. Помните, как я хорошо все наизусть называл, вы даже удивились, как я все помню наизусть. Это надо очень хорошо знать обычаи православия, каноны православия, а потом уже поговорить про веру. И знаете, когда я был первый раз в Иерусалиме, еще в 1994 году, в старом городе, я абсолютно четко понял, что сомнений здесь никаких быть не может. Поэтому это, конечно, еще критерий знания, без всякого сомнения. То есть знание переходит в веру на основании знаний, то есть образования. А человек знающий — конечно, это человек ученый. Вот такой критерий. А «не верю» — ну это... Это можно спорить без всякого смысла. Я, как правило, от таких споров просто ухожу. Встречаешься с ними, но что мы из этого спора выведем? Ничего.

К. Мацан

— А как вам кажется (такой вопрос уже под занавес нашего разговора), ИППО своими проектами способствует вот тому, чтобы в людях, которые оказываются причастными проектам ИППО, знание переходило в веру? Вот этой миссии рассказа о вере, свидетельства о вере ИППО содействует?

Л. Буланов

— Конечно. Вот сейчас мы хотим, Кипрское отделение и еще другие члены ИППО, издать повторное издание паломничества игумена Даниила — это XIII век. ИППО последний раз издало эту книгу в 1894 году, если я не ошибаюсь. Я думаю, что я не ошибаюсь, больше изданий не было. И вы можете себе представить, игумен Даниил был еще тогда, когда были там крестоносцы. И не оставалось издания оригинального, они были переписаны несколько раз, то есть оригинал потерян. Естественно, через столько веков теряется очень много что, здесь нет ничего удивительного. Но вот мы, я думаю, все-таки нам удастся ее переиздать. Это разве не путь веры? Конечно, путь веры. То есть человек, прочитавший, что было практически восемь веков назад, он просто проникнется. Вот это и есть образование. То есть когда мы читаем, знаем, то мы переоцениваем все просто по-другому. Да и все действия Императорского Православного Палестинского общества, они не только направлены на научно-гуманитарную деятельность, но, конечно, на православную деятельность.

К. Мацан

— Спасибо огромное за наш всегдашний разговор. Я напомню, мы сегодня говорили об Императорском Православном Палестинском обществе, которому в июне, 3-го числа, в день рациональных Константина и Елены, исполнилось 140 лет. И у нас сегодня в гостях был советник председателя Императорского Православного Палестинского общества, доктор медицинских наук, Леонид Буланов. Спасибо огромное. У микрофона был Константин Мацан. До свидания.

Л. Буланов

— Спасибо и вам.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем