10 сентября отмечается день памяти жертв фашизма. Его цель побудить людей объединиться против попыток возрождения нацисткой идеологии. Но чтобы противостоять ей, надо понять, каковы ее истоки.
Германский национал-социализм не был какой-то внезапной эпидемией чумы; скорее он был наиболее яркой стадией развития тех идей, которые в англо- и германоязычном мире тогда уже прочно укоренились, считались и респектабельными, и твердо научно обоснованными. Более того, они уже служили основанием для законодательства и решительных практических мер во многих странах. Расизм, социал-дарвинизм и евгеника появились задолго до Гитлера.
И все эти идеи росли из одного корня — отвержения библейской веры. Убеждение, что любой человек - умный или глупый, богатый или бедный, белый или черный, здоровый или нет, обладает уникальной ценностью и правами, которые должно уважать, не имело тогда - и не имеет сейчас - ни малейших научных обоснований.
Его корни - чисто религиозные, оно стоит на том, что каждый человек создан по образу Божию, приведен в этот мир по Его воле, искуплен честной Кровию Христовой и призван к вечному спасению. Если отбросить всю эту религиозную метафизику - что передовые силы той эпохи (как и нашей) и сделали, то ни о какой уникальной ценности каждого человека, тем более, о равенстве, говорить не приходится.
Сначала речь зашла о том, чтобы просто отказаться от поддержки бедных - бедные и неудачники являются таковыми в силу «плохой наследственности», и чем раньше они изгладятся из популяции, тем лучше. Потом развивалась идея, что будущие супруги должны выбирать друг друга исходя их соображений «наследственности», чтобы обеспечить появление наилучшего потомства, потом, с логической неизбежностью, адепты евгеники пришли к выводу не только поощрять размножаться людей «с правильной» наследственностью, но и пресекать размножение тех, кого они помечали как «слабоумных», «алкоголиков» и «асоциальных элементов». Считалось, что социальные язвы обусловлены «наследственностью», и стерилизуя людей «с плохой наследственностью» можно создать общество, населенное более умными, здоровыми и законопослушными людьми. Только в США были - на совершенно законных основаниях - принудительно стерилизованы более 60 000 человек.
Эта идея искусственного отбора людей, естественно, не могла не сливаться с расизмом — так называемые «низшие расы», как на тот момент доказали британские ученые, самим ходом природы были обречены исчезнуть с лица земли, причем это явится немалым прогрессом. Поэтому для прогрессивно, научно мыслящих людей было вполне естественно несколько помочь природе.
Германский национал-социализм в этом отношении «стоял на плечах гигантов», и только заострил и довел до логического завершения идеи, уже повсеместно принятые. И чтобы противостоять этим идеям, нужно твердо держаться истины — человек сотворен по образу Божию и искуплен Честной Кровию Христовой.
Псалом 80. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема