Книга, откуда происходит выражение «Во многой мудрости много печали» – называется книгой Екклесиаста.
В конце ее первой главы мы читаем:
«И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».
Царь Соломон – автор этих строк, обладал и мудростью, и знанием. Опираясь на собственный опыт, он говорит, что их приобретение оказалось для него такой же суетой, что и погоня за ветром. Как и все в человеческой жизни. Все земное, по его мнению, ничтожно.
Безусловно, эти слова стоит воспринимать и рассматривать исключительно в контексте всей книги Екклесиаста, которая посвящена размышлениям о жизни и счастье.
Мудрый Соломон пишет, что все в жизни человека имеет переходящий характер, и ничто земное не может дать ему совершенного счастья.
Знания не доставили ему удовольствия, а напротив, увеличили печаль, показав всю призрачность человеческих надежд и безрезультатность их стремлений. А мудрость дала ощущение собственной беспомощности.
Но печаль и безысходность в рассуждениях Екклесиаста сменяется радостью и надеждой, когда он находит для себя единственно возможную опору в жизни – довериться Богу и его Промыслу, в том числе и о нем самом.
«Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря… бойся Бога и заповеди Его соблюдай, по-тому что в этом всё для человека» – такими словами оканчивает Екклесиаст свои размышления.
Сегодня выражение «Во многой мудрости много печали» используется в значении: чем больше человек узнает о чем-либо – мире, жизни, своей или близких, тем больше его печаль от этих знаний.
«Вера и дело». Антон Кузьмин
У нас в студии был учредитель и генеральный директор компании поставщика светодиодных решений «БС ГРУП» Антон Кузьмин.
Мы говорили с нашим гостем о вере, семь и деле, что для него важно в его работе, какую роль в его жизни играет благотворительность и социальное служение, а также о том, какие нравственные вопросы ставит христианство перед современным человеком.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело
Как правильно предлагать помощь и как правильно её принимать
Случается в жизни так: видно, что человеку нужна помощь, но, когда вы её предлагаете, он от неё отказывается. Почему? Возможно, боится быть обязанным. Или привык самостоятельно преодолевать трудности. А может, просто стесняется. Однако одной из причин является и то, как мы эту помощь предлагаем.
Иногда стоит объяснить человеку, почему мы хотим позаботиться о нём. Например, так: «Я заметил, что тебе трудно и хотел бы помочь. У меня есть для этого время и возможность». То есть желательно показать, что не обяжете человека своей заботой и что вам приятно её проявить.
Важно также понять, действительно ли ваша помощь нужна? Ведь зачастую только кажется, что без нас проблема не решится. Да к тому же необходима и сама готовность человека принять помощь.
Давайте откроем книгу, где рассказывается, как Бог помогал человеку. Вы, конечно, сразу поняли, что я говорю о Евангелии. Христос часто спрашивает: «Тебе помочь? Хочешь ли, чтобы я спас тебя?» И если человек говорит «да», то получает помощь и спасение. То есть нужна ответная готовность принять чужую заботу. Поэтому если вы предлагаете помочь, но в ответ получаете отказ — не настаивайте.
Ещё один эпизод из Евангелия — случай в купальне, где больной не мог сам опуститься в целебный источник, и никто из людей не захотел о нём позаботиться. Христос сначала поговорил с этим человеком, с участием и любовью выслушал его историю и затем уже исцелил больного. Иногда важно не только дело, но и просто доброе слово. Проявить внимание, посочувствовать — это уже помощь.
Однако как быть, если вы сами не умеете принимать помощь. Из гордости, по привычке или не веря, что это возможно. Попробуйте посмотреть на ситуацию так: тот, кто хочет помочь, скорее всего, предлагает поддержку искренне и бескорыстно, и ему самому приятно.
Поэтому самая правильная реакция на помощь — это слова благодарности.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь. Возрождение обители
Возрождение монастыря не простая задача. Но, по словам Наместника Успенского Второафонского Бештаугорского мужского монастыря Игумена Михаила Гичко, монастыри, которые восстанавливаются на их историческом месте, имеют своими ходатаями пред Господом прежних насельников, святых, подвизавшихся здесь.
На горе Бештау монастыри известны с середины I века христианства. А, основанный 120 лет назад русскими монахами — афонитами Успенский Второафонский монастырь, был центром Православия на Северном Кавказе. Возрождение обители началось с инициативы казаков во главе с Протоиереем Вадимом Цаликовым. В 2001-м году здесь был построен первый Храм в честь Святого Великомученика и Победоносца Георгия. А затем, на Бештау пришли вновь монахи. И, благодаря неустанным трудам первого настоятеля обители Архимандрита Силуана Хараима с братией, священноархимандрита монастыря Архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта Курьянова, благотворителей и жертвователей обители, это место с каждым годом становится все значительнее и прекраснее. Здесь создан Успенский Собор, храм под открытым небом в честь «Всех русских святых, подвизавшихся на горе Афон». В обители ждут паломников, туристов, всех, кому интересно в наши дни твердо встать на ноги на пути своего восхождения.
Об этом наша программа.
Фотографии предоставлены Успенским Второафонским Бештаугорским мужским монастырем.
Все выпуски программы Места и люди