Когда я только-только начала посещать храм и еще не встретила своего духовника, у меня была склонность разделять священников на, так скажем, «добрых» и «строгих». К «добрым» я по-человечески тянулась. И старалась именно к ним попасть на исповедь. «Строгих» боялась, как зубных врачей. Будто я — ребенок, а батюшка — это доктор такой в белом халате. Вот и получалось: стояла на службе и одновременно присматривалась к священникам, определяя для себя — а подойдет мне этот батюшка или не подойдет?
Со временем Господь послал мне духовника. Тем страшнее оказалось попасть на исповедь к не «своему» батюшке! Однако, ситуации бывают разные. А если батюшка в отъезде или заболел? А если мне самой нужно уехать на долгое время? Как Причащаться в паломнических поездках?
Постепенно пришло осознание, что исповедуемся мы не священнику, а Самому Богу. Батюшка же, выслушивая нашу исповедь, призван засвидетельствовать ее перед Господом. И часто было так, что, видя мое доверие и слыша просьбы послать верное решение, Господь давал ответ или совет, наставление, через любого священника, к которому я подходила.
Но одно дело — понять разумом, а другое — принять сердцем. И такой случай представился.
Мы поехали в другую область, в небольшое село. Был воскресный день, и собрались Причаститься всей семьей. Пришли на богослужение в прекрасный сельский храм, встали в очередь на исповедь. В голове роились мысли — батюшка меня совсем не знает. Как объяснить все то, что меня мучает? Сухо перечислить грехи? Или все же как-то начать издалека, со «знакомства»?
Пока все это решалось, подошла очередь. Каково же было мое смущение, когда батюшка сразу накрыл меня епитрахилью и... стал ждать. Возникла пауза. В полумраке, под плотной тканью я начала сбивчиво перечислять свои грехи Христу, который незримо предстоит...
Это было удивительно! Я рассказывала Тому, Кто в мельчайших подробностях знает про меня все. Наверное, это была самая конспективная, но и самая глубокая исповедь.
Иногда по своей немощи, как мне кажется, можно впасть в прелесть, суть которой — подмена Бога личностью священника. Это неполезно не только прихожанину, но и самому батюшке, потому что мешает ему вести правильное духовное окормление человека.
Главный мой вывод — идя в церковь, мы направляемся к Богу.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







