Когда я только-только начала посещать храм и еще не встретила своего духовника, у меня была склонность разделять священников на, так скажем, «добрых» и «строгих». К «добрым» я по-человечески тянулась. И старалась именно к ним попасть на исповедь. «Строгих» боялась, как зубных врачей. Будто я — ребенок, а батюшка — это доктор такой в белом халате. Вот и получалось: стояла на службе и одновременно присматривалась к священникам, определяя для себя — а подойдет мне этот батюшка или не подойдет?
Со временем Господь послал мне духовника. Тем страшнее оказалось попасть на исповедь к не «своему» батюшке! Однако, ситуации бывают разные. А если батюшка в отъезде или заболел? А если мне самой нужно уехать на долгое время? Как Причащаться в паломнических поездках?
Постепенно пришло осознание, что исповедуемся мы не священнику, а Самому Богу. Батюшка же, выслушивая нашу исповедь, призван засвидетельствовать ее перед Господом. И часто было так, что, видя мое доверие и слыша просьбы послать верное решение, Господь давал ответ или совет, наставление, через любого священника, к которому я подходила.
Но одно дело — понять разумом, а другое — принять сердцем. И такой случай представился.
Мы поехали в другую область, в небольшое село. Был воскресный день, и собрались Причаститься всей семьей. Пришли на богослужение в прекрасный сельский храм, встали в очередь на исповедь. В голове роились мысли — батюшка меня совсем не знает. Как объяснить все то, что меня мучает? Сухо перечислить грехи? Или все же как-то начать издалека, со «знакомства»?
Пока все это решалось, подошла очередь. Каково же было мое смущение, когда батюшка сразу накрыл меня епитрахилью и... стал ждать. Возникла пауза. В полумраке, под плотной тканью я начала сбивчиво перечислять свои грехи Христу, который незримо предстоит...
Это было удивительно! Я рассказывала Тому, Кто в мельчайших подробностях знает про меня все. Наверное, это была самая конспективная, но и самая глубокая исповедь.
Иногда по своей немощи, как мне кажется, можно впасть в прелесть, суть которой — подмена Бога личностью священника. Это неполезно не только прихожанину, но и самому батюшке, потому что мешает ему вести правильное духовное окормление человека.
Главный мой вывод — идя в церковь, мы направляемся к Богу.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
21 декабря. О Боге как Творце и Вседержителе
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Боге: «Всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит».
О Боге как Творце и Вседержителе — протоиерей Максим Первозванский.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 декабря. О пророчествах о Христе в Ветхом завете
В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Вот то, о чём Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах».
О пророчествах о Христе в Ветхом завете — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..











