Самарцы – народ удивительный! В 1850 году решили они соборно, что в городе должен быть женский монастырь, тут же стремительно собрали по подписке необходимые средства, и менее чем через двенадцать месяцев на высоком берегу Волги уже стояла часовня, а возле нее – восемь келий. Елабужская купчиха Екатерина Марихина пожертвовала первым самарским и́нокиням старинную фамильную Иверскую икону Божией Матери – этот образ и дал имя новоиспеченной обители. Правда, официальный статус монастырь получил только через десять лет, но к этому времени в нем проживало уже около двухсот насельниц.
Обитель не была штатной, то есть не получала денежного довольствия из казны, пропитание сестрам приходилось зарабатывать самостоятельно. Здесь с самого начало было множество мастерских – златошвейная, белошвейная, иконописная, чеканная, переплетная, башмачная – да всех и не перечислишь! Именно талантливые мастерицы Иверского монастыря вышили в 1876 году по рисунку художника Николая Симакова Самарское знамя, с которым городские ополченцы отправились освобождать Болгарию от турецкого ига. На одной стороне стяга златошвейки изобразили святых славянских просветителей Кирилла и Мефодия, а на другой – Иверский образ Богородицы. Знамя изрядно пострадало на полях сражения, после победы его, израненное, установили в Софийском музее русско-болгарско
Горожане старались поддержать трудолюбивых инокинь, пожертвования, которые получал монастырь, превращались в великолепные храмы. Говорят, необыкновенно хорош был крестообразный Сретенский собор, увенчанный пятью грушевидными куполами. Он до малейших деталей соответствовал русско-византийс
Разрушена была и гордость обители – 65-метровая колокольня. Но совсем недавно на монастырском дворе была воссоздана ее точная копия.
Больша́я часть архитектурного комплекса сохранилась в годы лихолетья, хотя многие историки называют это не иначе, как чудом. На территории обители можно увидеть построенные в девятнадцатом веке храмы Иверской и Иерусалимской икон Богородицы, дом игу́меньи, сестринский корпус, здания мастерских. Ансамбль, выдержанный в ярких красно-белых тонах очень эффектно смотрится на высоком волжском берегу.
Если вы надумаете посетить обитель, то нужно доехать на шестьдесят первом автобусе до остановки «Иверский монастырь», или же на двадцать четвертом до площади Куйбышева. Монастырь найти легко – он расположен между корпусами Жигулевского пивзавода и Самарской ГРЭС. Впрочем, какие нужны ориентиры, когда купола обители видны издалека?
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 209 зач., IV, 4-7.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня наша Церковь торжествует Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, событие, которого ждали многие поколения порабощённых грехом и смертью людей. Когда мы размышляем об этом, то у нас неизбежно возникает масса вопросов. К примеру, нам бывает непросто понять, почему Христос не мог прийти раньше. Или же почему Он пришёл через рождение от Девы. И почему вообще наше спасение устроено так, как оно устроено. С одной стороны, это вопросы, которые подразумевают развёрнутый и пространный ответ, с другой же стороны, звучащий сегодня во время праздничной литургии в православных храмах отрывок из 4-й главы Послания святого апостола Павла к Галатам сумел ответить на все эти вопросы буквально тремя небольшими предложениями. Давайте послушаем их.
Глава 4.
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Христос, согласно только что прозвучавшему отрывку Послания к Галатам, воплотился тогда, «когда пришла полнота времени». Это, на первый взгляд весьма загадочное выражение, православная традиция прочтения Послания к Галатам традиционно понимает как аналог совершеннолетия человека применительно к человечеству. Мы прекрасно понимаем, что любой человек учится и развивается всю свою жизнь, и совершеннолетие — это лишь необходимое юридическое понятие. Однако понятие возраста зрелости и связанных с ним обязанностей мы можем найти в любой культуре, было оно и в культуре Библии. Это понятие апостол Павел перенёс на все человечество, которое, конечно же, никогда не перестанет развиваться, но при этом оно к моменту Христова Рождества обрело ту степень зрелости, которая позволила Спасителю воплотиться. Толкователи по-разному отвечали на вопрос о том, что же именно подразумевала эта зрелость. К примеру, довольно широко известно предположение, что дело в появлении и усилении Римской империи, ведь внутри империи было удобно нести Благую весть. Конечно, эта мысль выглядит довольно странно, ведь она ставит спасение человечества в зависимость от развития форм бытия государства. Более вероятным видится иное наполнение слов апостола Павла, то, о котором писал святитель Феофан Затворник: «Всё духовное, истинно Божие от Господа Иисуса: внешняя история может идти своим чередом; но среди него незримо зреет племя Божие, — единое ценное, вне коего всё ничтожно». Вызревание упомянутого святителем «племени Божия» — вот та причина, по которой Христос пришёл тогда, когда Он пришёл.
Далее апостол Павел изложил прекрасно известные любому христианину истины: Единородный Сын Божий — Христос — «родился от жены», то есть стал Человеком, но не неким суперменом, нет, Спаситель «подчинился закону». Это последнее выражение можно понимать как минимум двумя способами. Во-первых, как указание на то, что Христос во всём подчинялся иудейскому закону, а во-вторых, как свидетельство того, что Спаситель понёс на Себе все тяготы человеческого бытия, ведь Он стал человеком в полном смысле этого слова, и то, что можно сказать о нас как о людях, можно сказать и о Нём. К второму образу понимания слов апостола Павла склоняют нас и дальнейшие слова Послания к Галатам: «Подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:5). Искупление затронуло всех, а не только одних лишь иудеев, и мы знаем, что Господь дал нам свободу от грехов, Он уничтожил их, и мы, веруя во Христа как в Сына Божия, причащаясь Его Тела и Крови становимся с Ним едины, мы получаем усыновление от Бога, а это в свою очередь означает, что мы уже не ничего не значащие рабы, мы, как о том написал апостол Павел, сыновья Божии и наследники Его обетований через Иисуса Христа.
Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и чтобы вели жизнь, которая бы соответствовала нашему призванию и нашему высочайшему статусу! Дай Бог, чтобы свет Христова Рождества наполнил наши души, и мы стали проводниками веры Христовой для всех тех, в чьи сердца ещё не проникла Благая весть нашего Спасителя и Бога!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим детей и взрослых с синдромом Дауна
18-летний Ваня несмотря на свою болезнь, синдром Дауна, достиг больших успехов в развитии. Он планирует поступить в колледж и хочет устроиться на работу. Сейчас молодой человек стажируется в кафе: следит за чистотой зала и не только. У Вани есть мечта — накопить на автодом. Парень знает, что получить водительские права не сможет, но всё равно от своей мечты не отказывается.
Когда родители Вани впервые услышали о диагнозе синдром Дауна, они растерялись, не знали, что делать дальше и как помочь ребёнку. Знакомые посоветовали им обратиться в московский центр сопровождения семьи «Даунсайд Ап». «К нам домой приехал педагог Татьяна Нечаева. После её консультации мы поняли, что с такой поддержкой обязательно справимся», — рассказывает мама.
В центре «Даунсайд Ап» детям и взрослым с особенностями помогают развиваться, осваивать школьную программу и важные навыки для жизни. Здесь Ваня узнал много нового и научился действовать самостоятельно. Кроме этого, в центре у него есть возможность заниматься тем, что нравится. Молодой человек посещает швейную мастерскую, а ещё развивает в себе художественный талант. Этой осенью он стал участником проекта «Глазами разных» и его рисунками украсили некоторые машины такси в Москве.
«Ваня получает удивительные возможности. Я вижу, что у него есть жизнь вне семьи, и это делает меня счастливой», — делится мама нашего героя.
В эти праздничные дни центр «Даунсайд Ап» проводит акцию в поддержку особенных подопечных. Проходит она на сайте фонда-партнёра «Синдром любви». Вы можете принять в ней участие. Собранные средства будут направлены на организацию творческих и развивающих занятий, а также на подготовку ребят к самостоятельной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Мир после Рождества Христова». Андрей Небольсин
У нас в гостях был старший преподаватель кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Небольсин.
Разговор шел о том, как изменился мир после Рождения Спасителя, как это событие повлияло на мировую историю и духовную жизнь людей.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер